ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-311/19 от 02.10.2019 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Якин С.А. дело №72-311/2019

Р Е Ш Е Н И Е

02 октября 2019 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника администрации муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 на решение судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 10 июля 2019 года по делу о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Управление надзорной деятельности и профилактики работ, Управление) от 26 января 2018 года юридическое лицо – администрация муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – администрация МО «Курильский ГО», Администрация) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 10 июля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник Администрации ФИО1 просит решение судьи отменить в связи с отсутствием в действиях Администрации состава административного правонарушения, приводя доводы о его незаконности.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон о пожарной безопасности), так и на Конституции Российской Федерации, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу статьи 1 указанного Федерального закона пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 38 Федерального закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, 20 ноября 2017 года на основании распоряжения начальника Главного управления МЧС России по Сахалинской области от 19 октября 2017 года заместителем главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору Тыльной И.В. и начальником сектора исследовательских и испытательских работ в области пожарной безопасности ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Сахалинской области ФИО2 проведена внеплановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения Детский сад «Алёнушка» (далее – МБОУ Детский сад «Алёнушка») МО «Курильский ГО».

В ходе проведения проверки нежилого здания «Детский сад на 110 мест в г. Курильске», расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности Администрации МО «Курильский ГО» выявлены следующие нарушения:

1.Огнезащитная, обработка деревянных конструкций чердака не обеспечивает огнезащитную эффективность. Основание: п.21 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 №390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР в РФ); часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №123-ФЗ), пункт 5.4.5 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (далее - СП 2.13130.2012);

2.На втором этаже здания из общего коридора без естественного проветривания при пожаре длиной 25 м, ведущего на внутреннюю лестницу, не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции (по норме при длине коридора более 15 м без естественного проветривания «следует предусматривать систему вытяжной противодымной вентиляции). Основание: часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, п.п. «в» пункт 7.2 «СП 7.13130.2013. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 7.13130.2013);

3.На противопожарных дверях отсутствуют устройства для самозакрывания. Основание часть 8 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ;

4.Здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. 3-го типа (количество детей 161, количество сотрудников 38). Основание: часть 2 статьи 54 Федерального закона №123, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункта 1 табл.2 раздел 7 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 3.13130.2009);

5.Для повышения предела огнестойкости несущего металлического каркаса здания применена огнезащитная штукатурка «Неоспрей», не проходившая испытания по надежности» крепления к конструкциям в районах с сейсмичностью 9 и боже баллов в соответствии с требованиях СП 14.13330. Основание: часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункта 5.4.3 СП 2.13130.2012, части 2 статьи 4 Федерального закона 123-ФЗ, статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», часть 1 статьи 6 Федерального закона №384-ФЗ, пункт 9.2.5. «СП 14.13330.2011. Свод правил. Строительство в сейсмических районах Актуализированная редакция СНиП II-7-81*», пункт 9.2.5 «СП. 14.13330.2014. Свод правил Строительство в сейсмических районах. СНиП II-7-81*»;

6.На чердаке в пожарном шкафу или рядом с ним отсутствует пусковая кнопка включения пожарных насосов и открытия электрофицированной задвижки. Основание: часть 3 статьи 86 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 4.2.8 «СП 10.13130.2009. Свод Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 10.13130.2009), пункт Примечания пункта 4.2.7 СП 10.13130.2009;

7.В помещение поста охраны (помещение с круглосуточным пребыванием персонала) не подается сигнал (световой и звуковой) о включении пожарных насосов. Основание: часть 3 статьи 86 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 4.2.8 СП 10.13130.2009;

8.Групповые ячейки выделены противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 2-го типа, при этом, места сопряжения противопожарных преград не обеспечивают необходимый предел огнестойкости и не исключают возможность распространения пожара в обход этих преград (противопожарные перегородки не сопрягаются с противопожарными перекрытиями). Основание: часть 6 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ, часть 7 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ;

9.Пищеблок выделен противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 2-го типа при этом, места сопряжения противопожарных преград не обеспечивают необходимый предел огнестойкости и не исключают возможность распространения пожара в обход этих преград) (противопожарные перегородки не сопрягаются с противопожарными перекрытиями). Основание: часть 6 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ, часть 7 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ;

10.Помещения с подъемниками выделены противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 2-го типа, при этом, места сопряжения противопожарных преград не обеспечивают необходимый предел огнестойкости и не исключают возможность распространения пожара в обход этих преград (противопожарные перегородки не сопрягаются с противопожарными перекрытиями). Основание: часть 6 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ, часть 7 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ;

11.Помещение вентиляционной выделено противопожарными преградами (противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI45), при этом, места сопряжения противопожарных преград не обеспечивают необходимый предел огнестойкости и не исключают возможность распространения пожара в обход этих преград (противопожарные перегородки не сопрягаются с противопожарными перекрытиями). Основание часть 6 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ, часть 7 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ;

12.Помещение насосной станции пожаротушения выделено противопожарными преградами (противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI45), при этом, места сопряжения противопожарных преград не обеспечивают необходимый предел огнестойкости, не исключают возможность распространения пожара в обход этих преград (противопожарные перегородки не сопрягаются с противопожарными перекрытиями). Основание часть 6 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ, часть 7 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ;

13.В соответствии с экспликацией помещений: Помещение «Зеленый угол» (№9) имеет один эвакуационный выход (помещение, в котором размещаются более 10-ти человек) (см. примечание 3). Основание: часть 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ, пункт 5.2.12 "СП 1.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2009);

14.В соответствии с экспликацией помещений: кабинет заведующего (№11), методический кабинет (№10), кабинет логопеда и психолога (№17), кладовая (№12), кладовая уборочного инвентаря (№14), санитарный узел персонала (№13) не имеют эвакуационных выходов. Выход из указанных помещений предусмотрен в коридор (№16) примыкающий к общему коридору (№16а). Основание: часть 3 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ;

15.Ширина выхода из групповой ячейки №5 в коридор 1 м (по норме не менее 1,2 м). Основание: часть 2 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 5.2.14 СП 1.13130.2009;

16.Ширина лестничного марша наружной лестницы (лестницы 3-го типа), ведущей из групповой ячейки №5, 1,32 м (по норме не менее 1,35 м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ, пункт 5.2.5 СП 1.13130.2009;

17.Ширина выхода из групповой ячейки №6 на наружную лестницу 0,78 м (по норме не менее 1,2 м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 5.2.14 СП 1.13130.2009;

18.Ширина лестничного марша наружной лестницы (лестницы 3-го типа), ведущей из групповой ячейки №6, 1,33 м (по норме не менее 1,35 м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 5.2.5 СП 1.13130.2009;

19.Ширина выхода из групповой ячейки №4 в общий коридор 1,1 м (по норме не менее 1,2 м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 5.2.14 СП 1.13130.2009;

20.Ширина выхода из спортивного зала на наружную лестницу 1,15 м (по норме не менее 1,2 м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 5.2.14 СП 1.13130.2009;

21.Из бассейна предусмотрен эвакуационный выход шириной менее 0,8 м (фактически 0,76 м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009;

22.Бассейн обеспечен одним эвакуационным выходом (в бассейне осуществляется пребывание 10-ти детей и 1, 2 работника детского сада). Основание: часть 3 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 5.2.12 СП 1.13130.2009;

23.На первом этаже ширина западного эвакуационного выхода наружу 1,16 м (по норме не менее 1,2 м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123- ФЗ, пункт 5.2.14 СП 1.13130.2009;

24.На первом этаже с северной стороны ширина выхода из пищеблока наружу 0,784 м (по норме не менее 0,8м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009;

25.На первом этаже с северной стороны ширина выхода из коридора наружу 0,76 м (по норме не менее 0,8 м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона «123-ФЗ, пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009;

26.На первом этаже ширина лестничного марша внутренней лестничной клетки 1,245 м (по норме не менее 1,35 м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 5.2.5 СП 1.13130.2009;

27.Ширина восточного эвакуационного выхода наружу 1,237 м (по норме не менее 1,35 м). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 5.2.5 СП 1.13130.2009, пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009;

28.Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания 4 м (по норме 5-8 м), как следствие имеющийся проезд не обеспечивает круговой проезд пожарных автомобилей по периметру здания (проведена практическая тренировка с привлечением пожарной охраны г. Курильска). Основание: пункт 1 части 1 статьи 90 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 8.8 СП 413130.2013, пункта 7.1 СП 4.13130.2013;

29.На канализационных полипропиленовых трубах не предусмотрена установка противопожарных муфт со вспучивающим огнезащитным составом при пересечении ограждающих строительных конструкций. Основание: часть 4 статьи 137 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 4.23 «СП 40-107-2003. Проектирование, монтаж и эксплуатация систем внутренней канализации из полипропиленовых труб»;

30.Узлы пересечения ограждающих строительных конструкций кабелями, трубопроводами не имеют пределы огнестойкости не ниже требуемых пределов, установленных для этих конструкций заполнены пенополистиролом). Основание: часть 4 статьи 137 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 5.2.4 СП 2.13130.2012;

31.Пространство за фальш-потолками, при размещении в них кабелей (проводов) общей массой более 1,5 л на метр, не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации. Основание: часть 2 статьи 54 Федерального закона №123, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 11.2 таблицы А.2 приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009;

31.За фальш-потолком при параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей не менее 0,5 м. Основание: часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 13.15.15 СП 5.13130.2009;

33.Ручные пожарные извещатели установлены на эвакуационных путях в тамбурах. При открывании дверным полотном ограничивается доступ к ручным пожарным извещателям. Основание: часть 9 статьи 83 Федерального закона №123-ФЗ;

34.При срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации не предусмотрено автоматическое отключение общеобменной вентиляции. Основание: часть 4 статьи 83 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 6.24 СП 7.13130.2013;

35.В системах вентиляции при пересечении строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости не установлены противопожарные клапана (вентиляционное помещение, подвальное перекрытие, чердачное перекрытие, групповые ячейки, элекрощитовая, пищеблок). Основание: часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 6.10 СП 7.13130.2013;

36.Отделка полов групповых ячеек (спальные помещения, игровые, раздевалки), спортивного и музыкального залов выполнена паркетом штучным, пропитанным огнезащитным составом «Пирилакс» и обработанный огнезащитным лаком «ОВК-лак», имеющим более высокую пожарную опасность, чем класс КМ2 (фактически покрытие полов имеет показатель по дымообразующей способности Д3, что относит материалы к классу пожарной опасности КМ3). Основание: часть 7 статьи 134 Федерального закона №123-ФЗ;

37.Отделка полов групповых ячеек (туалеты), зала «Зеленый угол», административно-бытовых помещений (кабинет директора, логопед, психолог и т.д.), электрощитовая, кладовых и складских помещений выполнена поливинилхлоридной плиткой Таркетт Art Vinyl различных цветовых решений, имеющей более высокую пожарную опасность, чем класс КМ2 (фактически покрытие полов имеет показатели по воспламеняемости В3 и по дымообразующей способности Д3, что относит материалы к классу пожарной опасности КМ5). Основание: часть 7 статьи 134 Федерального закона №123-ФЗ;

38.Пожарные извещатели автоматической установки пожарной сигнализации установлены на ненесущих конструкциях здания (на подвесном (фальш-потолке). Основание: часть 1 статьи 86 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 13.3.4 СП 5.13130.2009;

В подвальном этаж при площади более 300 м2 (фактически 1036,8 м2) предусмотрен один эвакуационный выход (по нормам должно быть не менее 2-х эвакуационных выходов). Основание: часть 1 статьи 89 Федерального закона №123-ФЗ, часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, пункт 4.2.2 СП 1.13130.2009.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершения Администрацией нарушений пожарной безопасности подтверждены собранными по делу доказательствами, которые получили оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Таким образом, действия администрации муниципального образования «Курильский ГО» правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса.

Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи Кодекса в ее минимальном размере в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении указанного юридического лица вынесено в соответствии с положениями статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса.

Доводы жалобы о том, что отсутствует состав административного правонарушения, поскольку объект построен по проекту, прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение, являлись предметом рассмотрения судьи, направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судьей дана надлежащая правовая оценка, и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Учитывая, что при вынесении решения судьей правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 10 июля 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая