ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-312/18 от 13.11.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Абикова Ю.В. дело № 72-312/2018

Р Е Ш Е Н И Е

13 ноября 2018 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Лихачева С.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «СахалинДом» Ли Ок Гым на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 28 августа 2018 года по делу о привлечении ее к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

17 мая 2018 года первым заместителем прокурора города Южно-Сахалинска в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «СахалинДом» Ли Ок Гым возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы которого направлены для рассмотрения в Министерство строительства Сахалинской области.

Постановлением исполняющей обязанности министра строительства Сахалинской области от 05 июля 2018 года генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «СахалинДом» Ли Ок Гым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Указанное постановление Ли Ок Гым обжаловала в суд.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 28 августа 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Сахалинский областной суд, Ли Ок Гым просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на то, что с 01 июля 2018 года обязанность заявителя размещать информацию на официальном сайте застройщика в отношении каждого многоквартирного дома в электронном виде и соблюдать требования к порядку размещения на официальном сайте застройщика информации в отношении каждого многоквартирного дома, установленная частями 2 и 5 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ, утратили силу в ранее действовавшей редакции, в связи с чем на основании части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу должно быть прекращено. Указывает также, что в нарушение положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не заменил административное наказание в виде штрафа на предупреждение. Считает, что акт прокурорской проверки и распечатанные копии скриншотов не являются допустимыми доказательствами по делу.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ю В.Д. жалобу и дополнения к ней поддержал.

Ли Ок Гым, представители Министерства строительства Сахалинской области и прокуратуры города Южно-Сахалинска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к следующему.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.1 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации о своей деятельности посредством создания и ведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сайта, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат такому застройщику (далее - официальный сайт застройщика).

На официальном сайте застройщика в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства, в электронном виде должны быть размещены, в числе прочих, документы, указанные в пунктах 1, 3, 5 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона (пункт 2) и документы, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона (пункт 7).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ, по требованию участника долевого строительства застройщик обязан представить для ознакомления, в том числе, документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.

В силу части 5 статьи 3 этого же Федерального закона годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту. Застройщик составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на ежеквартальной основе за следующие промежуточные отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев. Застройщик в порядке, определенном частью 2 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, раскрывает промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее пяти календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее ста двадцати календарных дней после окончания соответствующего отчетного года.

Таким образом, к информации, подлежащей раскрытию, отнесены документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок, и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика.

Требования к порядку размещения на официальном сайте застройщика информации в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников долевого строительства утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09 декабря 2016 года № 914/пр (далее – Требования).

Подпунктами 1 и 3 («б,в») пункта 8 указанных Требований предусмотрено, что застройщик при размещении, в том числе изменении информации обязан: фиксировать точное время, дату и содержание информации, в том числе вносимых в нее изменений, а также сведения о лице, осуществившем размещение информации, в том числе вносимых в нее изменений на официальном сайте застройщика; обеспечить пользователям возможность навигации, поиска и использования размещенной информации, в том числе вносимых в нее изменений, при выключенной функции отображения графических элементов страниц в интернет-браузере, а также возможность увеличения и уменьшения шрифта и элементов интерфейса страниц официального сайта застройщика, на которых размещается информация, средствами интернет-браузера.

В соответствии с частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 данного Кодекса должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 данного Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела судьей установлено, что прокуратурой города Южно-Сахалинска на основании решения от 10 мая 2018 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «СахалинДом» 10 мая 2018 года проведена проверка на предмет соблюдения застройщиком, осуществляющим деятельность по привлечению денежных средств граждан на долевое строительство, требований Федерального закона № 214-ФЗ.

По результатам проверки, отраженным в акте от 10 мая 2018 года, установлено, что в нарушение статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ и пункта 8 Требований на официальном сайте застройщика «http://dom008.ru/» отсутствует годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика, не размещены документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок, не фиксируется точное время, дата и содержание информации, в том числе вносимых в нее изменений, а также сведения о лице, осуществившем размещение информации, в том числе вносимых в нее изменений; пользователям не обеспечена возможность навигации, поиска и использования размещенной информации, в том числе вносимых в нее изменений, при выключенной функции отображения графических элементов страниц в интернет-браузере, а также возможность увеличения и уменьшения шрифта и элементов интерфейса страниц официального сайта застройщика, на которых размещается информация, средствами интернет-браузера.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 17 мая 2018 года, решением о проведении проверки от 10 мая 2018 года , актом проверки от 10 мая 2018 года, скриншотами от 10 мая 2018 года, которым в решении дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что полномочия генерального директора общества с ограниченной ответственностью «СахалинДом» в указанный период исполняла Ли Ок Гым.

При рассмотрении дела судья правильно исходил из того, что Ли Ок Гым, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями руководителя юридического лица, осуществляющего застройку <данные изъяты>, обязана была соблюдать действующее законодательство, а также контролировать исполнение закона со стороны подчиненных ей лиц. Однако материалы дела не содержат каких-либо сведений о принятии Ли Ок Гым всех зависящих от нее мер для соблюдения требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в связи с чем судья пришел к обоснованному выводу о наличии в ее действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылку в жалобе на положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нахожу неприменимой в настоящем деле, поскольку внесенные Федеральным законом от 01 июля 2018 года № 175-ФЗ изменения в части 1 и 2 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ не отменили обязанность застройщика раскрывать информацию, предусмотренную данным Федеральным законом, а лишь дополнили перечень этой информации и изменили порядок ее раскрытия – путем размещения в единой информационной системе жилищного строительства.

Доводы жалобы о недопустимости использования скриншота с вебсайта общества с ограниченной ответственностью «СахалинДом», размещенного по адресу «http://dom008.ru/», в качестве доказательства по делу не могут быть признаны состоятельными.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из находящихся в материалах дела снимков экрана (скриншотов), они содержат адрес интернет-страницы, принадлежащий обществу, дату и время произведения снимков «10 мая 2018 года 18:13», то есть получены в режиме реального времени.

При этом действующим законодательством не запрещено использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и получение с ее помощью необходимой информации и доказательств любым способом, не запрещенным законом, в том числе с использованием современных технологий снимков экрана (скриншотов). Каких-либо специальных требований к оформлению данного доказательства законодательством также не предусмотрено.

Доказательств соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «СахалинДом» на момент проверки положений статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ и вышеприведенных Требований Ли Ок Гым не представлено.

При таких обстоятельствах указанные доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях должностного лица и его виновности не свидетельствуют.

Доводы защитника о нарушении прокуратурой при проведении проверки положений части 3 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» своего подтверждения в ходе рассмотрения дела также не нашли.

Указанной нормой предусмотрено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Из материалов дела следует, что решение о проведении проверки в отношении юридического лица, содержащее указание на цели, основания и предмет проверки, принято первым заместителем прокурора города Южно-Сахалинска 10 мая 2018 года, и в этот же день направлено в адрес общества с ограниченной ответственностью «СахалинДом» посредством электронной почты, что свидетельствует о соблюдении требований законодательства и отсутствии оснований для признания недопустимыми доказательств, полученных в ходе проведения проверки.

Вместе с тем, прихожу к выводу о том, что судом необоснованно отклонены доводы стороны защиты о необходимости замены Ли Ок Гым наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Согласно статье 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, общество с ограниченной ответственностью «СахалинДом» является субъектом малого и среднего предпринимательства, относится к категории –микропредприятие, сведений о привлечении ранее генерального директора данного общества Ли Ок Гым к административной ответственности в материалах дела не имеется, вмененный состав административного правонарушения не указан в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса, и по материалам дела усматриваются обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса, в связи с чем прихожу к выводу о необходимости замены Ли Ок Гым назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение, в том числе об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах обжалуемые постановление административного органа и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда подлежат изменению: назначенное генеральному директору общества с ограниченной ответственностью «СахалинДом» Ли Ок Гым наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> подлежит замене на административное наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 28 августа 2018 года и постановление Министерства строительства Сахалинской области от 05 июля 2018 года по делу об административном правонарушении , предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «СахалинДом» Ли Ок Гым, изменить в части назначения административного наказания, заменив административный штраф в размере <данные изъяты> на административное наказание в виде предупреждения.

Судья Сахалинского областного суда С.А. Лихачева