ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-312/2021 от 16.11.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Мурынчик Е.В. дело № 72-312/2021

Решение

16 ноября 2021 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Бочарова Л.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Ш. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в г. Корсакове Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области от 30 июня 2021 года и решение судьи Корсаковского городского суда Сахалинской области от 10 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – капитана судна РС «О» Ш.,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в г. Корсакове Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области от 30 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Корсаковского городского суда от 10 сентября 2021 года, должностное лицо – капитан судна РС «О» Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, Ш. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда, ссылаясь на их незаконность. Полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка доводам, заявленным в жалобе, а также ссылается на наличие оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание Ш. и его защитник Р. не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.

Представитель пограничного органа Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по изложенным письменно доводам.

Проверив материалы дела, выслушав Г., изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ш. к административной ответственности) нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Положениями статей 9 и 9.1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон о Государственной границе Российской Федерации) установлены правила и особенности пересечения Государственной границы.

В силу положений подпункта «а» пункта 1 статьи 9.1 Закона о Государственной границе Российской Федерации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9.1 Закона о Государственной границе Российской Федерации неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов.

Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 341 утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее - Правила № 341, Правила).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил № 341 настоящие Правила устанавливают порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств.

Согласно пункту 2 Правил № 341 уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на море направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении. Контактные данные пограничных органов для направления уведомления размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При изменении сведений, указанных в уведомлении, заявитель направляет новое уведомление в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 6 настоящих Правил (пункт 10 Правил № 341).

В силу пункта 12 Правил № 341 повторное направление уведомления не требуется в случае изменения: а) судовой роли или списка пассажиров; б) времени выхода судна из порта; в) плана перехода судна и (или) района осуществления деятельности; г) планируемого маршрута следования судна в указанный в уведомлении район; д) географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Правил № 341 об изменениях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, заявитель незамедлительно информирует пограничный орган, в который было направлено уведомление по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте.

В силу пункта 14 Правил № 341 пограничный орган в течение одного часа подтверждает получение информации, указанной в пунктах 11 и 13 настоящих Правил. В случае если от пограничного органа не поступило подтверждение о получении информации, заявитель удостоверяется в получении пограничным органом указанной информации любым доступным способом связи.

Как следует из материалов дела, в результате проведения контрольно-проверочных мероприятий должностными лицами Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области установлено, что 02 мая 2021 года капитаном РС «О» Ш. в адрес Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области подано уведомление о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации на море российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, и российскими судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты с заходом в территориальные моря иностранных государств РС «О», в котором указано о пересечении Государственной границей Российской Федерации в географических координатах на выход из территориального моря Российской Федерации в координатах <данные изъяты>. Фактически судно РС «О» пересекло Государственную границу Российской Федерации 04 мая 2021 года в 22 часа 24 минуты в географических координатах <данные изъяты> на выход из территориального моря, то есть в координатах, которые не были указаны в уведомлении о намерении неоднократного пересечении Государственной границы Российской Федерации.

При этом капитан судна, имея возможность внести изменения в ранее направленное уведомление, в нарушение требований пунктов 10, 13, 14 Правил № 341 такие изменения в установленном порядке не внесли, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 13 мая 2021 года в отношении должностного лица – капитана судна РС «О» Ш. протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, Ш., будучи должностным лицом - капитаном судна РС «О», наделенный полномочиями единоличного руководства экипажем судна, несет ответственность за соблюдение на указанном судне требований действующего законодательства, в том числе Правил рыболовства.

Вопреки доводам жалобы факт уведомления пограничного органа об изменении координат места пересечения Государственной границы Российской Федерации не нашел своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, доказательств направления уведомления Ш. не представлено, а запись в судовом журнале о направлении не может являться безусловным доказательством его направления привлекаемым к административной ответственности лицом и получения пограничным органом. Кроме того, из ответа Ситуационного отдела Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области следует, что информация об изменении географических координат места пересечения Государственной границы от капитана РС «О» не поступала.

Более того, капитан судна РС «О», не получив подтверждения от пограничного органа о получении информации об изменении географических координат места пересечения Государственной границы Российской Федерации, в нарушение пункта 14 Правил № 341 не убедился любым доступным способом связи о получении такой информации пограничным органом.

Доводы Ш. об отсутствии в его действиях вины в совершении правонарушении ввиду наличия неблагоприятных погодных условий судом не принимаются в силу следующего.

В силу положений статьи 9 Закона о границе не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, в том числе заход судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств, одним из которых является сильный шторм.

Указанной правовой нормой определен порядок действий капитана судна при вынужденном пересечении Государственной границы Российской Федерации, осуществляемом вследствие чрезвычайных обстоятельств, в виде обязанности немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые передают данную информацию в пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям.

Между тем, указанные действия капитаном судна РС «Ольховатка» совершены не были. Также следует принять во внимание, что капитан перед выходом судна из порта, заранее зная планируемое время, имея информацию о состоянии средств навигационного оборудования, метеорологической и гидрологической обстановке, с учетом прогнозируемых гидрометеоусловий, имел возможность спланировать фактический выход из порта и дальнейшее движение судна таким образом, чтобы исключить незапланированное пересечение границы в координатах, не указанных в уведомлении.

Оспариваемым постановлением Ш. вменено пересечение Государственной границы без незамедлительного информирования пограничного органа об изменении географических координат планируемого места пересечения Государственной границы на море. При этом материалы дела не содержат доказательств того, что именно погодные условия не позволили капитану судна незамедлительно направить информацию об изменениях географических координат места пересечения границы в адрес пограничного управления и удостовериться в получении пограничным органом указанной информации, учитывая, что о фактическом пересечении Государственной границы Российской Федерации капитан судна уведомил пограничное управление.

Ссылка в жалобе на то, что о штормовых погодных условиях свидетельствует информация, содержащаяся в судовом журнале относительно высоты волны, которая указана в метрах (1,9 м) в соответствии с пунктом 2.15 Правил ведения судового журнала, имеющихся в самом судовом журнале, также не свидетельствует о наличии неблагоприятных погодных условий, поскольку при заполнении указанного журнала капитан судна должен руководствоваться Правилами, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 мая 2011 года № 133, в соответствии с пунктом 17 которых в графу 8 вносятся сведения о состоянии поверхности моря в баллах. При этом согласно шкалы оценки состояния поверхности моря, содержащейся в Приложении № 2 к Правилам по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов, утвержденным Приказом Минтруда России от 04 декабря 2020 года № 858н, состоянию поверхности моря в 2 балла соответствует высота волны 0,25 – 0,27 м, умеренное волнение (аналогичные характеристики волнения моря используются и в иных правоотношениях).

С учетом указанных обстоятельств, как верно указал судья городского суда, доказательств, свидетельствующих о вынужденном характере пересечения государственной границы вне указанных в уведомлении о намерении неоднократного пересечения государственной границы координатах, в том числе из-за штормовой погоды, в материалах дела не имеется.

Иные доводы, аналогичные заявленным в поданной в Сахалинский областной суд жалобе, являлись предметом проверки судьи городского суда, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и обоснованно опровергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении.

Доказательств, подтверждающих принятие лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Порядок и срок привлечения Ш. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в г. Корсакове Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области от 30 июня 2021 года и решение судьи Корсаковского городского суда Сахалинской области от 10 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – капитана судна РС «О» Ш. оставить без изменения, жалобу Ш. – без удовлетворения.

Вступившие в законную силу постановление и решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Л.А. Бочарова