Судья Якин С.А. дело № 72-322/2020
Р Е Ш Е Н И Е
30 ноября 2020 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» муниципального образования «Курильский городской округ» К.В.В. на постановление руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области от 20 мая 2020 года № и решение судьи Курильского районного суда от 4 августа 2020 года по делу о привлечении названного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области от 20 мая 2020 года № муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – МУП «Жилкомсервис», Предприятие) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Указанное постановление директор МУП «Жилкомсервис» К.В.В. обжаловал в суд.
Решением судьи Курильского районного суда от 4 августа 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, К.В.В. просит об отмене постановления, решения по делу и прекращении производства по нему в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы он оспаривает правильность отнесения земельного участка, на котором МУП «Жилкомсервис» осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления, к землям лесного фонда. Настаивает на том, что указанный земельный участок, имеющий кадастровый №, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, предоставлен МУП «Жилкомсеравис» в аренду на основании договора от 6 сентября 2019 года №, заключенного с комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «Курильский городской округ», и имеет вид разрешенного использования: для размещения полигона твердых бытовых отходов из земель, собственность на которые не разграничена. При таких обстоятельствах, учитывая, что Предприятие осуществляет деятельность на данном участке на законном основании, привлечение его к административной ответственности считает необоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника МУП «Жилкомсервис» ФИО1, поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, а также представителя министерства экологии Сахалинской области ФИО2, возразившую против ее удовлетворения, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и иными федеральными законами.
В силу части 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в пункте 14 которых установлено, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Как следует из материалов дела, 26 марта 2020 года в 11 часов 15 минут сотрудниками Курильского лесничества на основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 20 марта 2020 года № и в соответствии с приказом ГКУ «Сахалинские лесничества от 20 марта 2020 года № «О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков» произведен осмотр территории лесного участка в квартале 58 выдела 2 площадью № га Курильского участкового лесничества Курильского лесничества на 2 км автодороги город Курильск – село Рыбаки и установлен факт размещения на нем полигона твердых бытовых отходов.
Для определения местонахождения земельного участка, на котором допущено размещение полигона, его площади, принадлежности к землям государственного лесного фонда произведена инструментальная (геодезическая) съемка участка буссолью АР-1, с применением рулетки измерительной Р20Н2К ГОСТ 7502-9808.2017 № осуществлены промеры участка, ориентирование на местности зафиксировано GPS навигатором GARMAP 62stc. Кроме этого произведена фотофиксация правонарушения.
Такой способ определения местонахождения участка, его площади и относимости к лесному фонду соответствует Наставлению по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденному приказом Рослесхоза от 15 июня 1993 года № 155, в пункте 18 которого указано, что съемка границ и привязка лесосек производится с помощью буссоли, гониометра или других геодезических инструментов, а промеры линий – мерной лентой или стальной рулеткой длиной 20 метров и более.
Использованные при осмотре технические средства проверены и признаны соответствующими предъявляемым к ним требованиям.
Вопреки доводам представителя МУП «Жилкомсервис» прибор «Буссоль АР-1» технологической поверке не подлежит. В приказе Федеральной службы геодезии и картографии России от 17 июня 1999 года № 80-ПР «Об утверждении и введении в действие Инструкции по проведению технологической поверки геодезических приборов» перечислен исчерпывающий перечень геодезических приборов, подлежащих технологической поверке при выполнении топографо-геодезических работ, в котором «Буссоль» не поименован.
Допущенная в акте осмотра участка описка в наименовании навигатора на достоверность зафиксированной им информации не влияет. Фактически промеры участка произведены навигатором GPSMAP 62stc, который с 2014 года находится на балансе Курильского лесничества, что подтверждено карточкой его инвентарного учета, сведениями о его приобретении в 2014 году и передаче лесничеству. Навигатора GARMAP 62stc. в Курильском лесничестве не имеется. По сообщению представителя Министерства экологии Сахалинской области в служебном навигаторе GPSMAP 62stc, который применяется для геопозиционирования на местности, загружены картографические материалы, содержащие сведения о границах кварталов и выделов Курильского лесничества, позволившие с точностью определить территорию конкретного квартала и выдела лесничества.
Проанализировав полученную с помощью технических средств информацию, сообщение администрации муниципального образования «Курильский городской округ о том, что деятельность по размещению отходов на данном участке осуществляет МУП «Жилкомсервис», должностное лицо Курильского лесничества пришло к выводу о том, что названное предприятие в границах лесного участка, расположенного в квартале 58 выдела 2 Курильского лесничества, на площади 2,5008 га допустило загрязнение лесов отходами производства и потребления.
При рассмотрении дела установлено и следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, что в Курильском районе вдоль автодороги город Курильск – село Рыбаки 11 декабря 2018 года администрацией муниципального образования «Курильский городской округ» сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет из земель, собственность на которые не разграничена, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под размещение полигона твердых бытовых отходов, под иными объектами специального назначения, специальная деятельность.
На основании постановления администрации муниципального образования «Курильский городской округ» указанный земельный участок передан в аренду МУП «Жилкомсервис» в соответствии с договором, заключенным с комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» от 6 сентября 2019 года № на 11 месяцев для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 9 декабря 2008 года № на территории <адрес> установлены границы Курильского лесничества.
Согласно информации, зафиксированной в публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номером № находится на землях Курильского лесничества и имеет реестровый номер №
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11 ноября 2020 года под реестровым (учетным) номером № с 29 июня 2020 года зарегистрирована зона с особыми условиями использования территории - границы Курильского лесничества Сахалинской области. Основанием для определения соответствующих границ Курильского лесничества явились ранее действующие материалы лесоустройства, в том числе карты - схемы его границ с обозначением соответствующих кварталов, включая таксационное описание квартала 58 Курильского лесничества.
В этой связи в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20 октября 2020 года на странице 2 закреплено, что земельный участок с кадастровым номером № находится в границах Курильского лесничества с реестровым номером №
В силу части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
При таких обстоятельствах не вызывает сомнений тот факт, что земельный участок с кадастровым номером №, на котором МУП «Жилкомсервис» осуществляет деятельность по размещению полигона твердых бытовых отходов, относится к землям лесного фонда.
То обстоятельство, что полигон твердых бытовых отходов муниципального образования «Курильский городской округ» находится в границах лесного участка квартала 58 выдела 2 Курильского лесничества подтверждается картой квартальной сети лесного фонда ГеоИС СО, картой-схемой расположения границ лесного участка квартала 58 выдела 2 Курильского лесничества.
Из приложения к Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Курильский городской округ», утвержденного решением Собрания Курильского городского округа от 13 ноября 2014 года № с последующими изменениями, содержащего карты-схемы, также следует, что полигон твердых бытовых отходов находится на землях лесного фонда, имеющих обозначение «защитные леса».
В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра целевое назначение лесов квартала 58 выдела 2 Курильского лесничества составляют защитные леса.
В этой связи имеются основания согласиться с вывод о том, что МУП «Жилкомсервис», используя земельный участок, находящийся в выделе 2 квартала 58 Курильского лесничества, для размещения полигона твердых бытовых отходов, допускает загрязнение защитных лесов отходами производства и потребления, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья сочли, что МУП «Жилкомсервис» имело возможность для соблюдения требований лесного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С указанным выводом согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, сбор и размещение твердых бытовых отходов является одним из видов уставной деятельности МУП «Жилкомсервис».
В соответствии с договором аренды земельного участка № для размещения твердых бытовых отходов приказом Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 5 июля 2017 года № «О предоставлении лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности» МУП «Жилкомсервис» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности от 5 июля 2017 года № №
МУП «Жилкомсервис» с акционерным обществом «Управление по обращению с отходами» заключен контракт на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Сахалинской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами муниципального образования «Курильский городской округ», в приложении к которому местом размещения твердых коммунальных отходов определен вышеуказанный полигон твердых бытовых отходов, утверждены места, график вывоза твердых коммунальных отходов, его периодичность, время вывоза, маршрутный журнал.
На момент выявления правонарушения по данному делу договор аренды земельного участка (договоры аренды земельного участка перезаключаются ежегодно) никем не оспорен и являлся действующим. Размещение твердых бытовых отходов МУП «Жилкомсервис» производилось в соответствии с условиями договора аренды и регулирующими соответствующий вид деятельности документами, что никем не оспаривается. Оснований размещать отходы производства и потребления в ином месте, нежели определено администрацией муниципального образования «Курильский городской округ», у МУП «Жилкомсервис» не имелось.
Таким образом, сложившиеся правоотношения по настоящему делу свидетельствуют об отсутствии у МУП «Жилкомсервис» объективной возможности для соблюдения требований лесного законодательства на земельном участке, предназначенном для размещения полигона твердых бытовых отходов, что является обстоятельством, исключающим его ответственность за вмененное нарушение.
Учитывая изложенное, постановление руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области от 20 мая 2020 года № и решение судьи Курильского районного суда от 4 августа 2020 года не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а производство по делу о привлечении МУП «Жилкомсервис» к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращению по пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава указанного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области от 20 мая 2020 года № и решение судьи Курильского районного суда от 4 августа 2020 года отменить, производство по делу о привлечении МУП «Жилкомсервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава указанного административного правонарушения.
В соответствии с положениями статей 30.13-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование настоящего решения возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова