Судья Оськина А.В. дело № 72-322/2021
Р Е Ш Е Н И Е
17 ноября 2021 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отделения (погз) в поселке Китовый Службы в рабочем поселке Южно-Курильск Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской областиВасюхина Д.С. от 10 июня 2021 годаи решение судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 30 сентября 2021 года по делу о привлечении капитана судна ПМБ-447 ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отделения (погз) в поселке Китовый Службы в рабочем поселке Южно-Курильск Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской областиВасюхина Д.С. от 10 июня 2021 года капитан суднаПМБ-447 ФИО1 привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Указанное постановление ФИО1 обжаловано в суд.
Решением судьи Курильского районного суда от 30 сентября 2021 года постановление административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, ФИО1 просит отменить постановление должностного лица пограничного органа и решение судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения. Приводит довод о том, что в Правилах рыболовства № 267 не закреплена форма уведомления пограничного органа об осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки, однако 15 апреля 2021 года им приняты меры к уведомлению пограничного органа об окончании добычи и следовании в бухту Оля для сдачи улова, но по техническим причинам связаться с пограничным органом не представилось возможным. Полагает возможным признать вмененное правонарушение малозначительным и освободить его от ответственности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее Федеральный закон № 166-ФЗ) правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года №267 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее – Правила рыболовства №267).
Пунктом 9 Правил рыболовства №267 предусмотрено, что пользователи при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства в морских водах с доставкой и выгрузкой уловов водных биоресурсов на берег в живом, свежем или охлаждённом виде осуществляют их учет:
в местах добычи (вылова) водных биоресурсов (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона, координаты, рыболовный (рыбопромысловый) участок);
либо на основе добровольного выбора - в местах доставки и выгрузки уловов водных биоресурсов, указанных в пункте 10 Правил рыболовства (далее - рыболовство с учетом уловов в местах доставки и выгрузки), с соблюдением требований и ограничений, установленных Правилами рыболовства в отношении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки.
Местами доставки и выгрузки уловов водных биоресурсов (далее - места доставки и выгрузки) при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки являются:
при осуществлении промышленного рыболовства - морские порты Российской Федерации и иные места, установленные Правительством Российской Федерации для доставки уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства;
при осуществлении прибрежного рыболовства - морские порты Российской Федерации и иные места, определяемые органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях таких субъектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для выгрузки уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства (подпункты «а» и «б» пункта 10 Правил №267).
Согласно пункту 11 Правил рыболовства № 267 пользователи, выбравшие осуществление рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки, обязаны уведомить об этом пограничный орган:
не менее чем за трое суток о дате начала периода осуществления рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки;
не менее чем за одни сутки о дате окончания периода осуществления рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки;
не менее чем за 3 часа о времени и месте выгрузки уловов водных биоресурсов в каждом случае выгрузки уловов водных биоресурсов в течение периода осуществления рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки.
В силу подпункта «а» пункта 13.6 Правил рыболовства № 267 при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан, должны осуществлять в местах добычи (вылова) водных биоресурсов раздельный учет улова водных биоресурсов и приемки уловов водных биоресурсов по видам водных биоресурсов, указание в промысловом журнале и других отчетных документах весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов (за исключением рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки).
Согласно пункту 22.5 Правил рыболовства № 267 при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства запрещается: иметь на борту судов и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и (или) рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале (за исключением случаев, если его заполнение предусмотрено в местах доставки и выгрузки, указанных в пункте 10 Правил рыболовства, при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки), технологическом журнале (в случае если его наличие на борту судна предусмотрено Правилами рыболовства), приемо-сдаточных документах.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Как следует из материалов дела, судно ПМБ-447под управлением капитана ФИО1 на основании разрешения на осуществление прибрежного рыболовства водных биологических ресурсов №, выданного 16 марта 2021 года собственнику данного судна - ЗАО «Курильский рыбак», в период с 5 по 15 апреля 2021 года осуществило добычу (вылов) минтая общим весом 8710 кг и трески общим весом 11490 кг в Южно-Курильской зоне (6104) в заливе Простор острова Итуруп в территориальном море Российской Федерации.
16 апреля 2021 года в период с 17 часов 50 минут до 18 часов 20 минут указанное судно осмотрено сотрудниками пограничного органа в селе Рейдово на пирсе порт-пункта Рейдово в бухте Оля острова Итуруп.
Установлено, что уведомление об учете судном ПМБ-447улова водных биологических ресурсов в местах их доставки и выгрузки пользователем - ЗАО «Курильский рыбак» в пограничный орган не подавалось, что подтверждено ответом Ситуационного отдела Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Сахалинской области от 28 апреля 2021 года №.
Соответственно улов подлежал учету по месту добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Однако учет водных биологических ресурсов в промысловом журнале по месту их добычи (вылова) капитаном судна ПМБ-447 ФИО1 не осуществлялся, что повлекло транспортировку и хранение неучтенного улова на борту указанного судна от места добычи до места его доставки и выгрузки.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, свидетельствуют о нарушении капитаном ФИО1 требований пунктов 9, 13.6, 22,5 Правил рыболовства № 267 и образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку при выявлении административного правонарушения на борту судна водные биологические ресурсы отсутствовали.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Поскольку в соответствии с главой 4 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного приказом Роскомрыболовства от 30 августа 1995 года № 140, капитан судна ФИО1 является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в отношении рыболовного судна и членов экипажа, и на которое возложена обязанность по соблюдению на судне законов, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла в соответствии с требованиями нормативных документов, он обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ФИО1 в совершении вмененного ему правонарушения основана на совокупности собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет их соответствия требованиям статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе ФИО1 на то, что 15 апреля 2021 года он принял меры с целью уведомления пограничного органа об окончании добычи (вылова) водных биологических ресурсов и о следовании в бухту Оля для сдачи улова в отсутствие уведомления этого органа о выборе пользователем в отношении судна ПМБ- 447 способа рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки не свидетельствует о соблюдении им требований законодательства и основанием для освобождения от ответственности признано быть не может.
Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу не допущено.
Постановление по делу вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Наказание определено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах минимальной санкции части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В соответствии с указанной нормой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» обсуждая вопрос о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 или частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, следует выяснять, в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на сохранение водных биоресурсов.
Ненадлежащий учет добытых (выловленных) водных биологических ресурсов вне зависимости от последствий допущенных нарушений представляет существенное нарушение охраняемых общественных отношений, поскольку нарушает строго регламентированный порядок контроля вылова водных биологических ресурсов, их охраны, сохранения и рационального использования, что исключает признание такого правонарушения малозначительным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отделения (погз) в поселке Китовый Службы в рабочем поселке Южно-Курильск Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области от 10 июня 2021 года и решение судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 30 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношениикапитанаПМБ-447 ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Вступившие в законную силу решения по данному делу могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова