дело № 72-326/2021
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 1 апреля 2021 года жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии Синарского района г. Каменска-Уральского от 1 декабря 2020 года № 83 и решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 4 февраля 2021 года № 12-6/2021, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»,
установил:
постановлением коллегиального органа ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за осуществление торговли вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, не повлекшей нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов.
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе ФИО1 просит состоявшиеся по делу решения отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие состава правонарушения и допущенные процессуальные нарушения.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные требования коллегиальным органом и судьей не выполнены.
Статьей 10 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» предусмотрена ответственность за торговлю вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе торговлю с рук, лотков, автомашин на улицах, площадях, во дворах, в подъездах, скверах, на станциях метрополитена, в аэропортах, вокзалах, не повлекшую нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов.
Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 10 декабря 2019 года № 998 утвержден План организации и проведения ярмарок на территории Каменск-Уральского городского округа на 2020 год.
Согласно п. 10 данного плана на тротуаре напротив МАУК ДК «Современник» по ул. Лермонтова, 133 между домом 125а по ул. Лермонтова и пешеходной дорожкой к МАУК ДК «Современник» организована регулярная еженедельная ярмарка выходного дня (четверг, пятница, суббота, воскресенье) с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года.
Как следует из материалов дела, 10 октября 2020 года около 15 часов 00 минут ФИО1 осуществляла торговлю непродовольственными товарами (искусственными цветами) по адресу: <...> перед ДК «Современник», то есть вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления, нарушив постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 10 декабря 2019 года № 998.
По факту выявленного нарушения главным специалистом Администрации Синарского района г. Каменска-Уральского 6 ноября 2020 года в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» (л.д. 20), а административной комиссией Синарского района г. Каменска-Уральского - постановление от 1 декабря 2020 года о назначении ФИО1 административного наказания (л.д. 63-64).
С момента возбуждения дела об административном правонарушении ФИО1 ссылалась на сводный план организации ярмарок на территории Свердловской области, размещенный на Интернет-сайте Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, в котором вышеуказанная ярмарка включена как объект, функционирующий еженедельно.
Между тем, надлежащей оценки данные обстоятельства при рассмотрении дела и жалобы ФИО1 не получили.
Порядок организации ярмарок на территории Свердловской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 года № 908-ПП (далее - Порядок).
В силу п. п. 7, 16 и 17 названного Порядка план организации и проведения ярмарок разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления сроком на один год. Утвержденный правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, план организации и проведения ярмарок в течение пяти дней со дня принятия направляется в Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области для формирования сводного плана организации и проведения ярмарок на территории Свердловской области в очередном календарном году.
Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области не позднее 25 декабря года, предшествующего очередному календарному году, формирует сводный план организации и проведения ярмарок на территории Свердловской области в очередном календарном году и размещает его на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно сводному плану организации и проведения ярмарок на территории Свердловской области на 2020 год, размещенному на официальном сайте Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на тротуаре напротив МАУК ДК «Современник» по ул. Лермонтова, 133 между домом 125а по ул. Лермонтова и пешеходной дорожкой к МАУК ДК «Современник» в г. Каменск-Уральский организована регулярная еженедельная ярмарка выходного дня (с четверга по воскресенье) (л.д. 58-60). Функционирование данной ярмарки не ограничено каким-либо временным периодом или календарной датой.
Признавая данный документ недопустимым доказательством, судья указал на неустановленный источник происхождения сводного плана.
Между тем, судом при подготовке к рассмотрению жалобы проверены сведения, предоставленные ФИО1, которые являются достоверными. Наряду с этим, о существовании этого плана было известно административному органу, который откладывал рассмотрение дела в отношении ФИО1 и направлял запрос в Администрацию Синарского района г. Каменска-Уральского (л.д. 35).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 13 постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Законность постановления по делу подразумевает, в том числе наличие события и состава административного правонарушения, а также виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию. Решение должно быть мотивированным, а доказательства оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Доказательства, собранные административным органом, сомнения в виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения не устраняют, поскольку информация, размещенная на официальном сайте Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержала иные сведения, нежели постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 10 декабря 2019 года № 998.
Соответственно, ФИО1, решившая осуществить торговлю на территории вышеуказанного муниципального образования, обратившаяся для получения информации о функционировании ярмарок на территории г. Каменск-Уральский на официальный сайт Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, добросовестно заблуждалась в правомерности торговли по вышеназванному адресу, что исключает ее вину в совершении административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что состоявшиеся по делу решения подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии Синарского района г. Каменска-Уральского от 1 декабря 2020 года № 83 и решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 4 февраля 2021 года № 12-6/2021, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда И.О. Григорьев