Судья Абикова Ю.В. Дело № 72-331/2016
Р Е Ш Е Н И Е
08 июля 2016 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Качура И.О., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области К. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 01 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника отдела по обращению с отходами общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>») Ч.,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по Сахалинской области в области охраны окружающей среды <данные изъяты> Управления Росприроднадзора по Сахалинской области К. от 20 января 2016 года № начальник отдела по обращению с отходами общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ранее - общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>») Ч. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 8000 рублей.
Данное постановление защитник Ч. – И. обжаловала в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 01 апреля 2016 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Сахалинской области в области охраны окружающей среды по Сахалинской области К. от 20 января 2016 года № отменено, производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ч. прекращено, - в связи с отсутствием в действиях последнего состава вменяемого правонарушения.
На решение судьи старшим государственным инспектором Российской Федерации по Сахалинской области в области охраны окружающей среды К. подана жалоба, в которой просит решение судьи отменить. Не соглашаясь с выводами суда об отсутствии в действиях Ч. состава административного правонарушения, полагает, что требования пункта 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации о запрете размещения химических и токсичных веществ носят императивный характер, связи с чем, ссылка суда на пункт 16 указанной статьи, предусматривающей возможность осуществления указанной деятельности с соблюдением определенных условий, не состоятельной.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Росприроднадзора по Сахалинской области С., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, Ч. и его защитника И., прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ООО «<данные изъяты>» (с 26 ноября 2015 года переименовано в ООО «<данные изъяты>») в соответствии с договором аренды недвижимого имущества и земельного участка от 15 июля 2014 года с ООО «<данные изъяты>» использует материально-техническую базу №, расположенную по адресу: Сахалинская область, город Холмск, улица <данные изъяты>, №, а также имеет лицензию № от 07 апреля 2014 года на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
По результатам проведенной проверки Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области в период времени с 16 октября по 12 ноября 2015 года в ходе осмотра установлено, что территория базы № расположена в 50 метрах от уреза воды Татарского пролива (бассейн Японского моря). На открытой площадке, в границах территории базы размещены следующие вещества: моноэтиленгликоль (МЭГ), сульфаден, сульфа-Чек, циптрон, эмульситрон, ОS-2 бактрон-Л, метанол, триэтиленгликоль. На территории базы осуществляется смешивание химических веществ. Вещества хранятся на специально обустроенном месте в специальной таре.
Как следует из материалов дела, на арендованной территории общество временно складирует химические опасные вещества, необходимые обществу для производственной деятельности, в частности, по смешиванию химических веществ.
По факту выявленного правонарушения в отношении должностного лица ООО «<данные изъяты>» Ч. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как исспользование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, установленной пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации, части 1статьи 34 и части 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании части 2 статьи 39 названного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с положениями частей 1, 2 и 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной или иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, Водным Кодексом Российской Федерации не определено понятие «размещение объекта», что не исключает рассмотрение дела во взаимодействии с понятиями, установленными Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
С учетом изложенного, территория производственной базы, используемая обществом для производственной деятельности, не может рассматриваться в качестве объекта размещения опасных химических веществ. Временное хранение, складирование обществом в силу технологического процесса опасных химических веществ их размещением не является.
На основании положений части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 34 и части 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Нарушений требований законодательства в части оборудования объекта эксплуатации сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, и их несоответствия требованиям водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды в результате проверки не установлено, и должностному лицу не вменяется.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах, судья обоснованно прекратил производство по делу в отношении Ч. ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
По вышеизложенным основаниям доводы жалобы являются несостоятельными и не влияют на законность решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 01 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды К., - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда И.О.Качура