ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-34/2022 от 18.02.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Гаврилюк Н.А. Дело №72-34/2022

РЕШЕНИЕ

18 февраля 2022 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Менц О.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «Скат – Транспортная безопасность» Шестопалова Валерия Васильевича на постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 30 августа 2021 года №ТБ-ВТ-17/08/2021/32-ЮСХ и решение судьи Корсаковского городского суда от 1 декабря 2021 года по делу о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Алексеевой К.А. от 30 августа 2021 года №ТБ-ВТ-17/08/2021/32-ЮСХ должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «Скат – Транспортная безопасность» (далее – ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ», Общество) Шестопалов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере Ф.И.О.7.

Решением судьи Корсаковского городского суда от 1 декабря 2021 года указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с судебным решением, Шестопаловым В.В. подана жалоба, в которой просит постановление административного органа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, оспаривая наличие состава вменённого ему административного правонарушения.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Шестопалов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял.

Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании защитник Шестопалова В.В. – Казачинина С.С., действующая по доверенности, на удовлетворении жалобы настаивала по основаниям, в ней изложенным.

Представитель МТУ Ространснадзора по ДФО Соколов С.Е., действующий на основании доверенности, против удовлетворения жалобы возражал, находя привлечение генерального директора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалова В.В. к административной ответственности законным.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Ф.И.О.5, будучи допрошенной в качестве свидетеля, пояснила, что в ходе проведённой проверки было установлено, что в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры АО «КМТП» выявлены недостатки антитеррористической защищённости вследствие ненадлежащего исполнения подразделением транспортной безопасности, генеральным директором которого является Ф.И.О.1, Правил проведения досмотров. Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения последнего к административной ответственности.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, свидетеля, прихожу к следующему.

Отношения, возникающие в процессе обеспечения транспортной безопасности, регулируются Федеральным законом от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон №16-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 1 Федерального закона №16-ФЗ зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъектами транспортной инфраструктуры, в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона №16-ФЗ, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу пункта 7.1 статьи 1 Федерального закона №16-ФЗ подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Пунктом 1 статьи 12.2 Федерального закона №16-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.

Приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – Правила №227), которые являются обязательными для исполнения, в том числе, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (пункт 3 Правил №227).

Согласно пункту 4 Правил №227 досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или её частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Пунктом 67 Правил №227 предусмотрено, что работники досмотра обязаны: знать и выполнять настоящие Правила при проведении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра; принимать участие в защите ОТИ и ТС от АНВ в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности; выявлять попытки совершения и подготовку к совершению АНВ при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС; проводить сверку и (или) проверку документов, оценивать данные, выводимые техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ и/или ТС; не допускать к перевозке оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, включенные в Перечни, запрещенные к перевозке на данном виде транспорта при нарушении правил, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок и условия их перевозки на видах транспорта; быть внимательными и вежливыми с объектами досмотра - физическими лицами и не допускать действий, унижающих их достоинство; не допускать повреждения материальных объектов досмотра, документов и пропусков; оказывать в пределах своей компетенции в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС содействие правоохранительным органам в решении, возложенных на них задач, обеспечивать сохранность предметов, веществ и документов, являющихся орудием совершения АНВ, а также места совершения АНВ; использовать технические средства обеспечения транспортной безопасности в соответствии с инструкциями по их эксплуатации; информировать уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России о лицах, застигнутых при совершении АНВ или подготовке к совершению АНВ, а также лицах, оказывающих сопротивление работникам досмотра при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности; информировать уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России и ФСБ России об обнаружении и распознавании оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, указанных в Перечнях и, о перемещавших их лицах; участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, содержащихся в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Административная ответственность за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершённое по неосторожности, установлена частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» – действующее юридическое лицо, основным видом деятельности которого является деятельность частных охранных служб, дополнительным видом деятельности является деятельность систем обеспечения безопасности, деятельность по расследованию, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.169-175); имеет аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности от 10 января 2018 года №08 в области морского и внутреннего водного транспорта, срок действия до 10 января 2023 года (л.д.147).

Генеральным директором ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ», согласно приказу от 15 мая 2017 года №1, является Шестопалов Валерий Васильевич (л.д.168).

Согласно договору на оказание услуг привлечённого подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры от 16 апреля 2020 года №ПТБ-3/2020ОТИ (далее – Договор), заключенному между акционерным обществом «Корсаковский морской торговый порт» (далее - АО «КМТП», Заказчик) и ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» (далее – Исполнитель) (л.д. 148-167), последний является подразделением транспортной безопасности в соответствии с подпунктом 7.1 части 7 статьи 1 Федерального закона №16-ФЗ (пункт 1.1 Договора); Исполнитель по заданию Заказчика оказывает на возмездной основе услуги привлечённого подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры «Северный погрузочный район», расположенный по адресу: г. Корсаков, ул. Вокзальная, д. 19 А, от актов незаконного вмешательства (пункт 1.3 Договора); пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры устанавливаются Заказчиком, а соблюдение этих режимов контролируется работниками Исполнителя (пункт 1.8 Договора).

Из материалов дела следует, что в период с 1 июля по 2 июля 2021 года на основании распоряжения от 23 июня 2021 года №МТУ/1.4-38 врио начальника межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее – МТУ Ространснадзор по ДФО) (л.д. 24-32) и распоряжения исполняющего обязанности начальника МТУ Ространснадзора по ДФО от 30 июня 2021 года №МТУ/1.4-234 «О внесении изменений в распоряжение №МТУ-1.4-38 «о проведении внеплановой выездной проверки АО «Корсаковский морской торговый порт» (л.д.33-34) в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт», расположенного по адресу: Сахалинская область, Корсаковский район, г. Корсаков, улица Портовая, дом 10, комиссией из числа должностных лиц МТУ Ространснадзора по ДФО, сотрудника ФСБ России по Сахалинской области проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой было установлено, что АО «КМТП» не в полной мере организует выполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, что позволило 1 июля 2021 года в период времени с 05 часов 10 минут до 05 часов 30 минут одному условному террористу (сотруднику УФСБ России по Сахалинской области) имеющему при себе 4 муляжа самодельных взрывных устройств, беспрепятственно проникнуть в зону транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры – Северный погрузрайон АО «КМТП» и осуществить учебные подрывы в зоне транспортной безопасности, о чём 2 июля 2021 года составлен акт проверки №ТБ-ВТ-02/07/2021/1.4-38 (л.д. 35-40)., а также акт о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защищённости АО «КМТП», из которого следует, что результаты проведённого мероприятия свидетельствуют о том, что проведение условного террористического акта в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры стало возможным ввиду недостаточности мер антитеррористической защищённости, вследствие ненадлежащего исполнения АО «КМТП», ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» своих обязанностей, недобросовестного отношения к исполнению обязанностей отдельных исполнителей (л.д. 41-44).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 17 августа 2021 года в отношении должностного лица – генерального директора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалова В.В. протокола об административном правонарушении (л.д. 96-100).

Усмотрев в деянии генерального директора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалова В.В. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 30 августа 2021 года государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзора по ДФО в отношении генерального директора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалова В.В. вынесено постановление о назначении административного наказания (л.д. 111-116).

Проверив законность вынесенного должностным лицом административного органа постановления, судья городского суда счёл указанные выше обстоятельства установленными и подтверждёнными материалами дела, а вину генерального директора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалова В.В. в совершении вменённого административного правонарушения – доказанной.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 августа 2021 года (л.д. 96-100); распоряжением (л.д. 24-32); распоряжением от 30 июня 2021 года №МТУ/1.4-234 о внесении изменений в распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 23 июня 2021 года №МТУ/1.4-38 (л.д.33-34); актом проверки АО «КМТП» от 2 июля 2021 года №ТБ-ВТ-02/07/2021/1.4-38 (л.д. 35-40); актом о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защищённости АО «КМТП» (л.д.41-44); свидетельством об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» (л.д. 147); договором от 16 апреля 2020 года №ПТБ-3/2020-ОТИ на оказание услуг привлечённого подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры, приложениями и дополнительными соглашениями к договору (л.д. 148-167) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение в области транспортной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Генеральный директор Шестопалов В.В., обладая административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями в ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ», не организовал должного контроля за обеспечением транспортной безопасности на объекте транспортной безопасности, что привело к ненадлежащему исполнению требований Правил №227.

Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Шестопаловым В.В. требований транспортной безопасности, и каких-либо иных обстоятельств, исключающих его вину в совершении административного правонарушения, не установлено.

Доводы жалобы по существу не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй городского суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьёй городского суда обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Постановление о привлечении Шестопалова В.В. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Административное наказание Шестопалову В.В. назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 11.15.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с общими правилами назначения наказания, соответствует содеянному и целям административного наказания.

Основания для применения положений частей 2.2, 2.3, статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматриваю, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, материалы дела не содержат, и таковых представлено не было.

Возможность замены назначенного генеральному директору Общества административного штрафа на предупреждение в порядке, предусмотренном статьёй 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключается в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО ««ПТБ «СКАТ-ТБ» относится к категории малого предприятия.

Однако, само по себе нахождение Общества, руководителем которого является Шестопалов В.В., в указанном реестре не является безусловным основанием для применения при назначении ему наказания положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

Из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и разъяснений в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учётом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьей 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на интересы государства в области обеспечения транспортной безопасности. Существенная угроза охраняемым интересам заключается не только в наступлении каких-либо последствий, а в несоблюдении требований по обеспечению транспортной безопасности, целями которой являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспорта от актов незаконного вмешательства, потому не может быть признано малозначительным при обстоятельствах, установленных по делу.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, не нарушен.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Учитывая, что при рассмотрении дела судьёй правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, а приведённые в жалобе доводы на законность выводов судьи не влияют, оснований для отмены состоявшихся по делу актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 30 августа 2021 года №ТБ-ВТ-17/08/2021/32-ЮСХ и решение судьи Корсаковского городского суда от 1 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «Скат – Транспортная безопасность» Шестопалова Валерия Васильевича – без удовлетворения.

Вступившие в законную силу постановление и решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда О.П. Менц