Судья Филимонов А.С. дело № 72-352/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 21 марта 2019 года жалобу законного представителя юридического лица ФИО1 на решение судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 23 ноября 2018 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Белоярского ГО, ГО Верхнее Дуброво, ГО Заречный, Асбестовского ГО, Малышевского ГО, ГО Рефтинский по пожарному надзору З. от 30 августа 2018 года администрации Асбестовского городского округа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы судьёй городского суда постановление должностного лица изменено, путем исключения из объема обвинения нарушения п.19 Правил противопожарного режима, изложенное в п.2 Постановления должностного лица (за исключением территории, расположенной по ул.Калинина, 28); нарушения п.55 Правил противопожарного режима, изложенное в п.3 постановления должностного лица (за исключением района Новокирпичный ул.Заводская, 10, ул.Заводская, 16, ул.Строителеей, 2); нарушения ч. 3, ч.4 ст.4, ч.4 ст.6, ст.69 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п.4.14 СП 4.13130.2013, изложенные в п.5 постановления должностного лица; нарушения ч.3, ч.4 ст.4, ч.4 ст.6 ст.69 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п.4.14 СП 4.13130.2013, изложенные в п.8 постановления должностного лица в части территории пос.Белокаменный (в юго-западной части поселка в районе ул.Трактовая, 39/2); нарушение п.72.3 Правил противопожарного режима, изложенное в п.9 постановления должностного лица.
В жалобе законный представитель ФИО1 просит постановление о назначении наказания и решение судьи отменить, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства виновности юридического лица.
Проверив материалы дела, заслушав защитника Бубнова А.В., поддержавшего доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что при проведении сотрудниками ОНД и ПР Белоярского ГО, ГО Верхнее Дуброво, ГО Заречный, Асбестовского ГО, Малышевского ГО, ГО Рефтинский УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области 28 июня 2018 года на основании распоряжения начальника ОНД и ПР вышеназванных городских округов от 22 мая 2018 года проверки Администрации Асбестовского городского округа выявлены 11 пунктов нарушения требований пожарной безопасности с учетом исключения судьёй городского суда из объема обвинения нарушений, а именно:
1) на территории г.Асбеста (на улицах перечисленных в акте проверки от 28 июня 2018 года) не обеспечено наличие запасов воды для целей пожаротушения (п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», ч.3, ч.4 ст.4, ч.4 ст.6, ст.62 п.п. 1, п.п.2, п.п. 3 ст.63, ст.68 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п.4.1. п.5.1., таблица 1, п.8.4, п.8.6., п.9.11 СП 8.13130.2009);
2) на территории г.Асбеста на улице Калинина, 28 на территории общего пользования устроены свалки отходов (п.19 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»);
3) на территории г.Асбеста района Новокирпичный ул. Заводская, 10, 16 ул. Строителей, 2 источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты) не исправны (п.55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»);
4) на территории г.Асбеста (на улицах перечисленных в акте проверки от 28 июня 2018 года) не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре (п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»);
5) на территории п.Красноармейский не обеспечено наличие запасов воды для целей пожаротушения (п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25. апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», ч.3, ч.4 ст.4, ч.4 ст.6, ст.62 п.п. 1, п.п.2, п.п. 3 ст.63, ст.68 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п.4.1. п.5.1., таблица 1, п.8.4, п.8.6., п.9.11 СП 8.13130.2009);
6) на территории пос.Красноармейский для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни не предусмотрены резервные источники электроснабжения (п.60.1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»);
7) на территории пос.Белокаменный (в юго-западной части поселка в районе ул.Трактовая, 35а, ул.Центральная, в восточной части поселка в районе ул.Заречная, 17) противопожарные расстояния от границ застройки до лесных насаждений не соответствуют требуемому расстоянию не менее 30 метров (ч.3, ч.4 ст.4, ч.4 ст.6,ст.69 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п.4.14 СП 4.13130.2013);
8) в пос.Белокаменный территория общего пользования не оснащена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (ст.19 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности, ч.1 п.10 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»);
9) на территории пос.Белокаменный (на улицах перечисленных в акте проверки от 28 июня 2018 года) не обеспечено наличие запасов воды для целей пожаротушения (п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», ч.3, ч.4 ст.4, ч.4 ст.6, ст.62 п.п. 1, п.п.2, п.п. 3 ст.63, ст.68 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п.4.1. п.5.1., таблица 1, п.8.4, п.8.6., п.9.11 СП 8.13130.2009).
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Администрации дела об административном правонарушении и привлечения ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения Администрацией административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, установлен собранными по делу доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 16 августа 2018 года, актом проверки от 28 июня 2018 года с приложенной к нему фототаблицей, которые в совокупности с другими материалами дела получили надлежащую оценку судьи районного суда в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей районного суда обоснованно исключено из вмененных Администрации нарушений, п.19 Правил противопожарного режима, изложенное в п.2 Постановления должностного лица (за исключением территории, расположенной по ул.Калинина, 28); нарушения п.55 Правил противопожарного режима, изложенное в п.3 постановления должностного лица (за исключением района Новокирпичный ул.Заводская, 10, ул.Заводская, 16, ул.Строителеей, 2); нарушения ч. 3, ч.4 ст.4, ч.4 ст.6, ст.69 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п.4.14 СП 4.13130.2013, изложенные в п.5 постановления должностного лица; нарушения ч.3, ч.4 ст.4, ч.4 ст.6 ст.69 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п.4.14 СП 4.13130.2013, изложенные в п.8 постановления должностного лица в части территории пос.Белокаменный (в юго-западной части поселка в районе ул.Трактовая, 39/2); нарушение п.72.3 Правил противопожарного режима, изложенное в п.9 постановления должностного лица.
Довод жалобы законного представителя юридического лица ФИО1 о том, что ОНД и ПР обязано при осуществлении государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности соблюдать требования Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644 (далее по тексту Административный регламент), при этом в нарушение п.82 Административного регламента к акту проверки не приложены все документы, перечисленные в данном пункте, не является основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда исходя из следующего.
В соответствии с п. 5. «Положения о федеральном государственном пожарном надзоре», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 290 от 12 апреля 2012 года «О федеральном государственном пожарном надзоре», органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В силу п. 6 Административного регламента органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан, принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок.
Исходя из вышеперечисленных норм, должностные лица органов ГПН выбирают самостоятельно ход проведения проверки и прикладывают к акту проведения проверки те документы, которые исходя из их компетенции, полагают необходимыми, прикладывать весь список, указанных в п.83 Административного регламента, документов, не является обязательным исходя из результата каждой конкретной проверки.
Доводы жалобы о том, что отсутствуют нарушения пунктов 1, 6, 11, указанных в акте проверки № 35 от 28 июня 2018 ничем не подтверждены, расчет, произведенный заявителем, не принимается во внимание, исходя из того, что как верно указал судья районного суда, наличие запасов воды должно соответствовать расчетному количеству воды, необходимого для тушения пожаров. Исходя из п.5.1. СП 8.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178) расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 1 с учетом численности населения пос.Красноармейский и сведений, содержащихся в п.1.1.4.1. Схемы водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа на период 2030 года, согласно которому в отношении ЦВС «Красноармейский» водозабор состоит из двух скважин, из каждой скважины по отдельному водопроводу вода подается в водонапорный бак объемом 30 метров кубических, что не является достаточным исходя из вышеназванных СП 8.13130.2009.
Кроме того, отсутствие запасов воды для целей пожаротушения в пос.Белокаменный по вмененному в п.11 нарушению подтверждается сведениями, содержащимися в таблице 1.1.3 Схемы водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа на период 2030 года о том, что в пос.Белокаменный магистральные сети водоснабжения отсутствуют только на ул.Молодежная, при этом имеются сведения о том, что водозабор состоит из двух водозаборных скважин № 67 и 5179, вода из данных скважин подается непосредственно в распределительную сеть потребителям центральной части поселка, до середины 2014 года водозабор осуществлялся из рабочей скважины № 67, в середине 2014 года качество воды снизилось, после чего водозабор был организован от резервной скважины № 5179. При этом сведения о количестве источников наружного пожарного водоснабжения отсутствуют.
Доводы по оспариванию п. 7, указанного в постановлении должностного лица от 30 августа 2018 года, которым выявлено, что на территории пос.Красноармейский для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни не предусмотрены резервные источники электроснабжения, о том, что ЗАО «Водоканал» обязан обеспечивать резервный источник электроснабжения, ничем не подтверждены, исходя из представленного в материалы дела договора аренды сложной вещи-комплекса объектов водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа № 1 от 08.072013 и приложения № 1 к данному договору отсутствуют сведения о передаче водонапорной башни в пос.Красноармейский в аренду ЗАО «Водоканал».
Доводы с несогласием с п.4 постановления должностного лица о том, что в соответствии с постановлением главы Асбестовского городского округа от 31 мая 2018 года № 28-ПГ «Об обеспечении связи и оповещения населения Асбестовского городского округа о пожаре» утвержден Порядок организации и принятия мер по оповещению населения в границах территории Асбестовского городского округа и подразделений Государственной противопожарной службы, дислоцирующихся на территории Асбестовского городского округа, о пожаре и система оповещения Асбестовского городского округа полностью обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения до населения, не принимается во внимание, поскольку закрепление вышеуказанного Порядка не подтверждает факт обеспечения наличием звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре районы «Лесозавод», «Новоокунево», «Староокунево», «Старокирпичный», «Папанинцев».
Доводы жалобы о том, что в постановлении не указано какие именно территории общего пользования должны быть оснащены противопожарным инвентарем с учетом правил землепользования и застройки Асбестовского городского округа, не может повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи Асбестовского городского суда, поскольку согласно Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Из акта проверки № 35 от 28 июня 2018 года следует, что все территории общего пользования пос.Белокаменный не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, доказательства иного в материалах дела отсутствуют, Администрацией Асбестовского городского округа не представлено.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне. Оснований для переоценки установленных фактических обстоятельств дела не имеется.
Оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи городского суда надлежащим образом мотивированы и соответствуют требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Администрации Асбестовского городского округа состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное наказание отвечает требованиям закона и является справедливым с учетом выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи, постановления должностного лица, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 23 ноября 2018 года и постановление заместителя главного государственного инспектора Белоярского ГО, ГО Верхнее Дуброво, ГО Заречный, Асбестовского ГО, Малышевского ГО, ГО Рефтинский по пожарному надзору от 30 августа 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Асбестовского городского округа оставить без изменений, а жалобу законного представителя - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Филиппова