ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-356/2021 от 18.01.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Рыженкова Е.В. дело № 72-5/2022

Р Е Ш Е Н И Е

18 января 2022 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Сахалинской области от 20 мая 2021 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 4 октября 2021 года по делу о привлечении контрактного управляющего областного государственного казенного учреждения «Центр экономического мониторинга Сахалинской области» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя министра финансов Сахалинской области

Ф.И.О.3 от 20 мая 2021 года контрактный управляющий областного государственного казенного учреждения «Центр экономического мониторинга Сахалинской области» (далее - ОГКУ «Центр экономического мониторинга Сахалинской области») ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Указанное постановление ФИО1 обжаловала в суд.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 4 октября 2021 года постановление должностного лица министерства финансов Сахалинской области оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, ФИО1, не оспаривая факт совершения административного правонарушения по существу, просит применить положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку она является работником некоммерческой организации, правонарушение ею совершено впервые.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя министерства финансов Сахалинской области ФИО2, возражавшую против ее удовлетворения, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Пункт 32 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка, в части 1 статьи 103 Федеральный закон № 44-ФЗ не поименован.

Соответственно информация о контрактах, заключенных по указанному пункту, подлежит включению в реестр контрактов.

Пунктами 10, 13 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта); информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке (пункт 13).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1084 утверждены правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила ведения контрактов).

Пунктом «н» части 2 данных Правил предусмотрено, что в реестр контрактов включается следующая информация и документы, установленные частью 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ: документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).

Согласно части 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Аналогичное требование содержится в пункте 12 Правил ведения контрактов, согласно которому заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение пяти рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 Правил.

Как следует из материалов дела, сотрудниками министерства экономического развития Сахалинской области в период с 25 по 29 января 2021 года в рамках осуществления ведомственного контроля проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в ОГКУ «Центр экономического мониторинга Сахалинской области» в 2020 году, по результатам которой 3 февраля 2021 года составлен акт (л.д. 278-282).

Указанный акт с материалами проверки передан в министерство финансов Сахалинской области, которым 18 марта 2021 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 178-181).

По результатам проведенного административного расследования советником отдела контроля в сфере закупок департамента контроля министерства финансов Сахалинской области 14 апреля 2021 года в отношении контрактного управляющего ОГКУ «Центр экономического мониторинга Сахалинской области» ФИО1 составлен протокол об административной правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях, и она привлечена к административной ответственности по указанному составу.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Содружество 777» (арендодатель) и ОГКУ «Центр экономического мониторинга Сахалинской области» (арендатор, заказчик) на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ заключен договор аренды нежилого помещения , расположенного по адресу: <адрес> (№ реестровой записи ) (л.д. 182-189).

Пунктами 1.1, 3.1, 3.3 вышеуказанного договора аренды предусмотрено, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату нежилые помещения площадью 133,9 кв.м по вышеуказанному адресу на срок с 1 июля по 31 декабря 2020 года. Общая стоимость договора составляет 1317576 рублей. Арендная плата перечисляется в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения счета и акта на расчетный счет арендодателя.

По факту использования арендуемого помещения в декабре 2020 года на сумму 219596 рублей сторонами подписан акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106).

Следовательно, установленный частью 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ пятидневный срок (в рабочих днях) для направления заказчиком документа о приемке отдельного этапа исполнения договора аренды от 2 июня 2020 года истек 28 декабря 2020 года, соответствующая обязанность исполнена им лишь 31 декабря 2020 года.

Таким образом, нарушение срока направления в реестр контрактов соответствующей информации образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым судьей дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29-7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

ФИО1 является начальником отдела учетной политики и общих вопросов ОГКУ «Центр экономического мониторинга Сахалинской области».

В соответствии с должностной инструкцией к ее должностным обязанностям относится обеспечение работ по планированию и осуществлению закупок, организация и непосредственное участие в проведении закупок, осуществление и размещение отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Приказом руководителя ОГКУ «Центр экономического мониторинга Сахалинской области» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена контрактным управляющим, ответственным за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта, с возложением функций и полномочий по размещению в единой информационной системе плана-графика закупок и внесенных в него изменений, осуществлению подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, обеспечению осуществления закупок, включая заключение контрактов, осуществлению иных полномочий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Поскольку ФИО3, являясь должностным лицом, ответственным за осуществление закупок, не приняла все зависящие от неё меры для соблюдения требований проведенного законодательства, к административной ответственности она привлечена обоснованно.

Каких-либо данных, свидетельствующих о невозможности своевременного направления указанных сведений, не представлено.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судья при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности должностного лица в совершении вмененного ей нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом должностным лицом и судьей не усмотрено оснований для применения в отношении нее положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем с указанным выводом согласиться нельзя.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 названного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.

ОГКУ «Центр экономического мониторинга Сахалинской области» к перечисленным в части 5 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органам и учреждениям, на которые не распространяется действие данного закона, не относится.

Так, в силу статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Как следует из Устава ОГКУ «Центр экономического мониторинга Сахалинской области» является некоммерческой организацией. Целью учреждения является планирование и мониторинг отдельных направлений социально-экономического развития Сахалинской области. Для достижения цели деятельности Учреждение решает задачи информационно-аналитического обеспечения работы органов государственной власти Сахалинской области по отдельным направлениям социально-экономического развития Сахалинской области.

В этой связи в силу прямого указания статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на него распространяются положения указанной нормы.

То обстоятельство, что будучи государственным казенным учреждением, ОГКУ «Центр экономического мониторинга Сахалинской области» в соответствии пунктом 5 части 3 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ является государственным заказчиком, на что в решении указал судья, правового значения для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеет.

При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно материалам дела ФИО4 ранее к административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере не привлекалась, несвоевременное направление ею одного документа о приемке отдельного этапа исполнения договора аренды нежилого помещения не повлекло каких-либо негативных последствий, рассматриваемым правонарушением не причинен вред и не возникла угроза причинения вреда личности, обществу или государству, отсутствует имущественный ущерб, совокупность юридически значимых обстоятельств позволяет в данном случае применить положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заменить работнику некоммерческой организации ФИО4 назначенное наказание в виде административного штрафа предупреждением.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление заместителя министра финансов Сахалинской области от 20 мая 2021 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 4 октября 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Заменить назначенное ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей на предупреждение.

В остальной части обжалуемые постановление и решение оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Вступившие в законную силу решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова