ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-356/2023 от 14.08.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Подгайная Н.В.

Дело № 72-356/2023

УИД 59RS0004-01-2023-002570-29

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 14 августа 2023 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании протест прокурора Частинского района Пермского края Королева А.Н. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 22.06.2023, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28.02.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Селивановой Натальи Николаевны,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28.02.2023 № 059/04/7.32-67/2023, оставленным без изменения решением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому края от 13.04.2023, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Частинская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа») Селивановой Н.Н. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми, принятым по результатам рассмотрения протеста и.о. прокурора Частинского района Пермского края Головиной О.А., постановление от 28.02.2023 оставлено без изменения, протест – без удовлетворения.

В протесте, поданном в Пермский краевой суд, прокурор Частинского района Пермского края Королев А.Н. просит об отмене состоявшихся по делу актов, указывая на увеличение цены контракта при уменьшении объема предоставляемых услуг, что является существенным нарушением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В судебном заседании в краевом суде Селиванова Н.Н. участие не принимала, извещена надлежащим образом, ранее направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Изучив доводы жалобы, прокурора Мерзлякова А.А., поддержавшего протест по его доводам, представителя Пермского УФАС России Падерина Е.О., возражавшего против удовлетворения протеста, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, дополнительно представленные акты выполненных работ, судья краевого суда приходит к следующему.

Часть 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Частинского района Пермского края на основании решения прокурора района № 2 от 13.01.2023 проведена проверка в отношении Управления образования администрации Частинского муниципального округа, МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа» по исполнению требований законодательства о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В ходе проверки установлено, что между МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа» и ООО ЧОО «Цербер-Камск» 11.08.2022 заключен договор № 16/22 Ф возмездного оказания услуг по физической охране. Стоимость предоставляемых услуг по настоящему договору составляет 597000 рублей из расчета 200 рублей за 1 час работы 1 сотрудника охраны (пункт 3.1 Договора № 16/22 Ф).

Согласно приложению № 2 к договору № 16/22 Ф установлено время работы охранников в структурном подразделении - «Частинский детский сад» МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: Пермский край, Частинский муниципальный округ, с. Частые, ул. Большевистская, д. 15 «а», с 29.07.2022 по 30.12.2022 понедельник-пятница с 08 часов 00 минут до 18 часов 30 минут.

В приложении № 3 к договору установлено, время работы охранников в структурном подразделении - «Частинский детский сад – Центр развития ребенка» МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа» по адресу Пермский край, Частинский муниципальный округ, с. Частые, ул. Горького, д. 104, с 29.07.2022 по 30.12.2022 понедельник-пятница с 08 часов 00 минут до 18 часов 30 минут.

Согласно приложению № 4 к договору установлено время работы охранников в структурном подразделении в «Пихтовская основная общеобразовательная школа» МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: Пермский край, Частинский муниципальный округ, с. Пихтовка, ул. Пролетарская, д. 27, с 29.07.2022 по 30.12.2022 понедельник-пятница с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут.

Между МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа» и ООО ЧОО «Цербер-Камск» 15.12.2022 заключено дополнительное соглашение № 1 к договору № 16/22 Ф возмездного оказания услуг по физической охране от 11.08.2022, которым внесены изменения следующего характера: в приложении № 2 время работы охранников: пост охраны с 29.07.2022 по 16.12.2022 понедельник-пятница с 08 часов 30 минут до 18 часов 30 минут, пост охраны с 19.12.2022 по 30.12.2022 понедельник-пятница с 11 часов 00 минут до 18 часов 30 минут; в приложении № 3 время работы охранников: пост охраны с 29.07.2022 по 16.12.2022 понедельник-пятница с 08 часов 30 минут до 18 часов 30 минут, пост охраны с 19.12.2022 по 30.12.2022 понедельник-пятница с 11 часов 00 минут до 18 часов 30 минут; в приложении № 4 время работы охранников: пост охраны с 29.07.2022 по 16.12.2022 понедельник-пятница с 08 часов 30 минут до 17 часов 00 минут, пост охраны с 19.12.2022 по 30.12.2022 понедельник-пятница с 12 часов 00 минут до 17 часов 00 минут.

Стоимость услуги по договору составила 649300 рублей 00 копеек из расчета 200 рублей за 1 час работы 1 сотрудника охраны (НДС не начисляется).

Договор от 11.08.2022 № 16/22 Ф, дополнительное соглашение от 15.12.2022 № 1 подписано Селивановой Н.Н., назначенной распоряжением главы Частинского муниципального района Пермского края от 01.09.2009 № 157-р, с учетом распоряжения главы администрации района от 12.03.2012 № 34-р, директором МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа».

По результатам проведенной на основании решения прокурора Частинского района от 13.01.2023 №2 проверки исполнения МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа» проверки исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении директора учреждения Селивановой Н.Н. возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с нарушением заказчиком статей 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при изменении существенных условий договора от 11.08.2022 № 16/22 Ф на основании дополнительного соглашения от 15.12.2022 № 1.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении должностное лицо Пермского УФАС России, судья районного суда при проверке законности постановления от 28.02.2023 пришли к выводу об отсутствии в действиях Селивановой Н.Н. состава административного правонарушения в связи с соблюдением при заключении соглашения от 15.12.2022 №1 требований пункта 1.2 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Оснований не согласиться с принятыми по делу актами не имеется.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Такие случаи предусмотрены частью 1 статьи 95 названного Федерального закона.

Пунктом 1.2 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Должностное лицо при вынесении постановления исходило из того, что итоговая цена договора с учетом дополнительного соглашения от 15.12.2022 № 1 составила 649300,00 рублей, при первоначальной цене контракта 597000,00 рублей, то есть увеличение составило 52300,00 рублей, что соответствует 8,76% (в судебном заседании в краевом суде представитель УФАС России по Пермскому краю указал на ошибочность расчета, в действительности увеличение цены контракта составило 8,4%) от первоначальной цены договора, что соответствует требованиям пункта 1.2 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Доводы протеста о том, что увеличение цены контракта в действительности с учетом внесенных изменений в приложения №№2-4, повлекших фактическое сокращение объема предоставляемых услуг на 85 часов, составило более 10%, своего подтверждения при рассмотрении жалобы не нашли, поскольку, исходя из представленных актов №3855 от 31.08.2022, №4333 от 30.09.2022, №4820 от 31.10.2022, №5318 от 30.11.2022, №5813 от 30.12.2022, фактический объем предоставленных с начала действия договора услуг ООО «ЧОО «Цербер-Камск» превысил объем, запланированный договором. В данном случае прокуратурой данные акты, а также предмет договора, по которому исполнитель принял на себя обеспечение безопасных условий для исполнения заказчиком полномочий в установленной сфере деятельности путем выставления в помещении заказчика нарядов охраны в дни и часы, определенные заказчиком, предполагающий выход за пределы обозначенного в договоре количества часов, режима охраны, учтены не были, равно как и время предоставляемого объема услуг в вечернее время и каникулярные дни, то есть время за пределами учебного процесса (что подтверждается указанными актами, на которые Селиванова Н.Н. последовательно ссылалась).

Таким образом, выводы должностного лица и судьи районного суда об отсутствии в действиях Селивановой Н.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, основанными на исследованных в совокупности доказательствах, имеющихся в материалах дела.

Процессуальные нарушения, которые бы повлияли на полное, всестороннее, правильное рассмотрение дела, допущены не были.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления и решения судьи районного суда и удовлетворения протеста не имеется.

Относительно решения руководителя Пермского УФАС России от 13.04.2023, то его законность не проверяется. Как следует из протеста, поданного в районный суд, и.о. прокурора Частинского района ставил вопрос об отмене постановление от 28.02.2023. Таким образом, решение от 13.04.2023 предметом обжалования не являлось в районном суде, следовательно, с учетом установленного главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях его законность в краевом суде в соответствии со статьей 30.9 названного Кодекса проверена быть не может. Следует также отметить, что, исходя из совокупности норм главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приоритет отдается проверке законности постановления по делу об административном правонарушении судом.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 22.06.2023, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28.02.2023 оставить без изменения, протест прокурора Частинского района Пермского края Королева А.Н. - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья - подпись