ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-358/2021 от 01.12.2021 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 72-358/2021

РЕШЕНИЕ

г. Курган 1 декабря 2021 г.

Судья Курганского областного суда Пшеничников Д.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника управления развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития <адрес>А.В. от 18 июня 2021 г., решение судьи Кетовского районного суда <адрес> от 13 сентября 2021 г., по делу об административном правонарушении ,

установил:

постановлением начальника управления развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития <адрес>А.В. от 18 июня 2021 г. начальник контрактной службы администрации <адрес> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Кетовского районного суда <адрес> от 13 сентября 2021 г. указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с допущенными существенными процессуальными нарушениями при производстве по делу об административном правонарушении, отсутствием у нее признака субъекта правонарушения, поскольку на дату совершения административного правонарушения в ее полномочия, в связи с неисполнением которых она была привлечена к административной ответственности, не входила обязанность по размещению в единой информационной системе в сфере закупок информации об исполнении контракта.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала, подтвердив, что 10 июня 2021 г. была уведомлена о составлении административного протокола 11 июня 2021 г., однако протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом в этот же день - 10 июня 2021 г., в ее отсутствие, копия протокола направлена почтой.

Заслушав пояснения ФИО1, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в частности, за несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с чем согласился судья районного суда, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 10 июня 2021г. обстоятельства о том, что ФИО1, как начальником контрактной службы администрации района, не были размещены данные об изменении заключенных контрактов - дополнительных соглашений с поставщиком или подрядчиком на сайте, а именно:

контракта от 30 января 2020 г. с ФГУП «<...>» на услуги по специальной связи по приему, обработке, хранению, перевозке, доставке и вручению отправлений был заключен на сумму 30000 руб., фактически исполнен на 20529,60 руб.;

контракта от 11 февраля 2020 г. с ПАО «<...>» на услуги по предоставлению внутризоновых, междугородных и международных телефонных соединений был заключен на сумму 473000 руб., фактически исполнен на 318118,45 руб.;

контракта на водоснабжение -В от 11 февраля 2020 г. с ООО «<...>» был заключен на сумму 33867,49 руб., фактически исполнен на 33824,88 руб.;

контракта от 20 февраля 2020 г. с ООО «<...>» был заключен на сумму 894600 руб., фактически исполнен на 511715,50 руб.;

контракта от 29 января 2020 г. с АО «<...>» был заключен на сумму 800000 руб., фактически исполнен на 790573,56 руб.;

контракта от 26 августа 2020 г. с ООО «<...>» был заключен на сумму 676650 руб., фактически исполнен на 276914,81 руб.

Вместе с тем, принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.

Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.

Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Исходя из содержания протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, он составлен главным специалистом отдела контроля в сфере закупок управления развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития <адрес> в отношении ФИО1 в ее отсутствие 10 июня 2021 г., в связи с поступившим от ее имени ходатайством о рассмотрении дела об административном правонарушении в ее отсутствие (л.д. 10-13).

Однако, как следует из материалов дела, ФИО1 10 июня 2021г. получила на руки уведомление от 10 июня 2021 г. о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении, согласно которому она извещалась о явке для составления и подписания протокола на 11 июня 2021 г. в 10:00 часов по адресу: <адрес>

В письменном ходатайстве, составленным ФИО1 в этот же день - 10 июня 2021г., последняя просила о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении в ее отсутствие в связи с невозможностью явки (л.д. 37, 38).

Составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение протокола об административном правонарушении являются самостоятельными процессуальными стадиями производства по делу об административном правонарушении, обязательное надлежащее уведомление о которых прямо закреплено законом (ст.ст. 28.2, 25.1 КоАП РФ) и является гарантией обеспечения соблюдения процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Фактически, должностным лицом, ошибочно истолковавшим заявленное ФИО2 ходатайство, как согласие на составление административного протокола в любое время, составлением протокола ранее назначенной даты и в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, было допущено существенное процессуальное нарушение, повлекшее нарушение процессуальных прав ФИО2 на непосредственное участие в осуществляемом в отношении ее процессуальном действии.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

Изложенное с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом не проверено, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, что оставлено без внимания судьей районного суда, при том, что в своей жалобе в районный суд на постановление должностного лица ФИО1 заявляла о том, что она была извещена об иной дате составления протокола - 11 июня 2021 г., а 10 июня 2021 г. протокол составлен в ее отсутствие (л.д. 2-4).

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Допущенное по настоящему делу существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу и повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых судебных актов.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица и решение судьи, вынесенные в отношении ФИО1, подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление начальника управления развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития <адрес>А.В. от 18 июня 2021г., решение судьи Кетовского районного суда <адрес> от 13 сентября 2021 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, в отношении начальника контрактной службы администрации <адрес>ФИО1 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановление и судебное решение.

Решение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции и пересмотрено по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.

Судья Д.В. Пшеничников