СудьяАбикова Ю.В. дело№ 72-360/2016
РЕШЕНИЕ
7 сентября 2016г. г. Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника М.Е.Л. – П.Е.С. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 5 мая 2016 г. по делу о привлечении М.Е.Л. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области от 30 сентября 2015 г. № № начальник отдела охраны окружающей среды и энергосбережения общества с ограниченной ответственностью «Г.» (далее – ООО «Г.», Общество) М.Е.Л. привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Указанное постановление М.Е.Л. обжаловала вышестоящему должностному лицу административного органа.
Решением главного государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 16 октября 2015 г. постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением и решением должностных лиц, М.Е.Л. обжаловала их в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 5 мая 2016 г. оспариваемые постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник М.Е.Л. - П.Е.С. просит решение судьи отменить, считая, что в действиях М.Е.Л. отсутствует состав административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что ООО «Г.» не является субъектом правонарушения, так как выступает генеральным подрядчиком строительства скважин по заказу ООО «Г.» и в соответствии с условиями заключенного между ними договора обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложена именно на заказчика работ по бурению скважин. Обращает внимание на то, что отходы бурения в собственность Обществу не передавались.
Проверив материалы дела, выслушав защитника П.Е.С., поддержавшую жалобу, представителя Управления Росприроднадзора по Сахалинской области Б.К.Б., возразившего против ее удовлетворения, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под нормативом образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; под лимитом на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 50.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В частности, состав правонарушения по указанной статье образует осуществление деятельности по обращению с отходами производства при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как следует из материалов дела, распоряжением ОАО «Г.» от 2 февраля 2009 г. № 14 ООО «Г.» назначено заказчиком по реализации инвестиционного проекта ОАО «Г.» по обустройству Киринского газового месторождения на шельфе Охотского моря.
2 и 23 марта 2015 г. между ООО «Г.» (далее – Заказчик») и ООО «Г.» (далее – Генеральный подрядчик) заключены договора на строительство двух объектов капитального строительства – скважин газоконденсатных эксплуатационных № Р1 и № Р4 Киринского газового месторождения (далее – договора подряда).
Согласно представленным ООО «Г.» в Управление Росприроднадзора по Сахалинской области расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 г. у Общества в указанный период образовывались отходы I, III, IV и V классов опасности для окружающей среды, включая отходы при бурении скважин, связанные с добычей сырой нефти, природного (попутного) газа и газового конденсата.
Более того, из материалов дела видно, что ООО «Г.» распоряжалось этими отходами, передавая их по договору «ООО «С.».
Однако Общество, осуществляя в вышеуказанный период деятельность по обращению с отходами бурения скважин, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не имело, чем нарушены требования экологического законодательства.
Указанное явилось основанием для возбуждения в отношении М.Е.Л. - начальника отдела охраны окружающей среды и энергосбережения ООО «Г.» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ее к административной ответственности.
Соглашаясь с привлечением М.Е.Л. к ответственности, судья исходил из того, что в круг ее должностных обязанностей входит согласование с органами Росприроднадзора лимитов размещения отходов.
При этом судья посчитал не имеющим правового значения для дела то обстоятельство, что в договорах подряда между Заказчиком и Генеральным подрядчиком распределены обязанности, в соответствии с которыми первый осуществляет разработку проектов и согласование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
С указанным выводом судьи согласиться нельзя, поскольку указанное обстоятельство, а именно какая организация обязана разрабатывать и согласовывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, является юридически значимым и напрямую влияет на вину М.Е.Л. как должностного лица в совершении вмененного ей административного правонарушения.
Так, согласно статье 2 Федерального закона № 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, а также другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Таким образом, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств регулируется как нормами Федерального закона № 89-ФЗ, так и нормами законодательства о недрах.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Процесс бурения скважин, перечень и объемы возникающих отходов обосновываются в техническом проекте на разработку месторождения или проекте геологоразведочных работ. Данные виды проектной документации утверждаются пользователями недр в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах.
В статье 22 Закона о недрах указано, что пользователь недр имеет право, среди прочего, использовать результаты своей деятельности, в том числе, добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством, а также использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции.
В пункте 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, указано, что владельцы лицензий имеют право использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, включая долю добываемого минерального сырья, которая по условиям лицензии передается в его распоряжение; использовать по своему усмотрению полученные им отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если иное не оговорено в лицензии).
В этой связи, отходы добычи сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, отходы добычи природного газа и газового конденсата, отходы добычи сырой нефти и природного газа, образуемые, в том числе, на стадиях строительства, реконструкции скважин, являются отходами горнодобывающего производства, с которыми пользователь недр может обращаться по своему усмотрению (если иное не оговорено в лицензии).
Исходя из приведенных выше положений законодательства о недрах обязанности, связанные с образованием отходов бурения, в том числе, обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, возникают у Заказчика - пользователя недр.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Из приведенных норм следует, что вопросы установления права собственности на отходы, а также вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на пользователя недр действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
В этой связи, в договоре подряда стороны вправе отразить, что подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин.
Только в таком случае вышеуказанные обязанности будут возникать у подрядной организации.
Как следует из материалов дела, в договорах подряда от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № № Заказчик и Генеральный подрядчик распределили обязательства при строительстве скважин, в том числе в части соблюдения природоохранного законодательства. В соответствии с условиями указанных договоров Заказчик осуществляет разработку и согласование проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данные обязанности пользователя недр Генеральному подрядчику не переданы.
Таким образом, ни в силу закона, ни в соответствии с договорными обязательствами, ООО «Г.», как Генеральный подрядчик, не должно было разрабатывать и согласовывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в связи с чем вина М.Е.Л. в неисполнении либо ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей отсутствует.
То обстоятельство, что ООО «Г.» фактически осуществляло во втором квартале 2015 г. деятельность по обращению с отходами бурения при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о наличии вины М.Е.Л., которая не является лицом, ответственным за деятельность Общества в целом, не свидетельствует.
Учитывая вышеизложенное, решение судьи, постановление и решение должностных лиц административного органа по данному делу подлежат отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях М.Е.Л. вины в совершении административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 5 мая 2016 г., решение главного государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 16 октября 2015 г. и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 30 сентября 2015 г. № № отменить.
Производство по делу о привлечении начальника отдела охраны окружающей среды и энергосбережения ООО «Г.» М.Е.Л. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Судья Сахалинского областного суда Ю.А. Богомолова