Судья Карапетян Е.А. дело № 72-374/2020
Решение
Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев 27 мая 2020 года жалобу ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 07 февраля 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от 03 декабря 2019 года № 144/1д, оставленным без изменений решением судьи, директору общества с ограниченной ответственностью «Лотека» (ООО «Лотека») ФИО1 по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде предупреждения.
В жалобе и дополнениях к ним ФИО1 просит решение судьи отменить и принять по делу новое решение, указывая на отсутствие события административного правонарушения. Считает, что ООО «Лотека» не относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в связи с чем не обязано выполнять требования Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), в части проведения идентификации клиентов в целях установления их причастности к экстремистской деятельности и терроризму, до приема их на обслуживание, подключения и использования Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, разработки правил внутреннего контроля и проведения иных внутренних организационных мер.
Проверив материалы дела, заслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 – 4 настоящей статьи.
Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.
При этом, в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» под оператором лотереи понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Под проведением лотереи согласно пункту 8 этой же статьи понимается оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в частности, к получению денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплате денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее.
Статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе такие организации обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 – 1.4-6 настоящей статьи, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Из материалов дела следует, что постановлением должностного лица директор ООО «Лотека» ФИО1 привлечен к ответственности как должностное лицо юридического лица, осуществляющего операции с денежными средствами или иным имуществом.
Вместе с тем, из вышеприведенных положений законов следует, что субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в процессе проведения лотереи являются только операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее, к которым ООО «Лотека» не относится в соответствии с положениями пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях», поскольку ООО «Лотека» оказывает лишь услуги по распространению лотерейных билетов и выплате выигрышей, не имеет договорных отношений с организаторами лотерей, предметом которых были бы проведение лотерей от имени и по поручению организаторов, иного из материалов дела не следует.
При таких обстоятельствах, ФИО1 как должностное лицо юридического лица, не относящегося к операторам лотерей, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, постановление начальника инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от 03 декабря 2019 года № 144/1д и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 07 февраля 2020 года подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от 03 декабря 2019 года № 144/1д и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 07 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Лотека» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья