ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-379/20 от 03.11.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Плешевеня О.В. дело № 72-379/2020

Р Е Ш Е Н И Е

3 ноября 2020 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь-3» ФИО1 на постановление заместителя руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, заместителя директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области от 10 июля 2020 года и решение судьи Невельского городского суда от 22 сентября 2020 года по делу о привлечении названного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, заместителя директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области от 10 июля 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Сахалинуголь-3» (далее – ООО «Сахалинуголь-3», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 12000 рублей.

Указанное постановление директором ООО «Сахалинуголь-3» обжаловано в суд.

Решением судьи Невельского городского суда от 22 сентября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, законный представитель ООО «Сахалинуголь-3» просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи и прекращении производства по нему в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на недопустимость доказательств по делу в связи с их получением с нарушением статей 8.3, 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также пункта 12 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров (обследований), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года № 373, в результате осуществления министерством экологии Сахалинской области контроля договорных обязательств и без проведения в установленном порядке внеплановой проверки.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Сахалинуголь-3» Вычужанину Н.А., поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее – Правила).

В названных Правилах закреплено, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации (пункт 14 Правил).

Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (пункт 25 Правил).

Как следует из материалов дела, 22 сентября 2014 года между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (арендодатель) и ООО «Сахалинуголь-3» (арендатор) (с учетом дополнительного соглашения от 6 мая 2019 года) заключен договор аренды лесного участка общей площадью га, расположенного по адресу: Сахалинская область, муниципальное образование «Невельский городской округ», в квартиле 167 (в части выделов 13,15,21,22,23,24,25,26,27,28,29,31) Невельского участкового лесничества Невельского лесничества для разработки месторождения полезных ископаемых.

В соответствии с пунктами 5.2.9 и 5.2.10 данного договора при осуществлении использования лесного участка по настоящему договору арендатор обязан не допускать захламление прилегающих территорий строительными, промышленными, бытовыми и иными отходами и мусором; обеспечивать регулярное проведение очистки используемого лесного участка и примыкающих опушек леса от захламления строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором.

26 июня 2020 года должностными лицами Невельского лесничества - филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» на основании плана-графика мероприятий по осуществлению контроля за исполнением обязательств по договорам аренды участков лесного фонда Невельского лесничества – филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» на 2020 год, согласованного заместителем министра, директором департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты, проведен осмотр территории арендованного лесного участка – квартала 167, выдела 26 Невельского участкового лесничества Невельского лесничества, на территории которого в географических координатах обнаружено захламление отходами производства, образованными в результате расчистки площади для разработки месторождений полезных ископаемых.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно, протоколом об административном правонарушении (л.д. 25-27), актом осмотра, обследования территории лесного участка от 26 июня 2020 года (л.д. 28-29), картой-схемой участка, на котором обнаружено соответствующее захламление (л.д. 30), актом осуществления контроля за исполнением обязательств по договорам аренды лесных участков по осуществлению разрешенного использования лесов ООО «Сахалинуголь-3» от 26 июня 2020 года , подписанного представителем ООО «Сахалинуголь-3» и генеральным директором ООО «Сахалинуголь-3» без каких-либо замечаний (л.д.31-32), приложенной к нему фототаблицей (л.д. 33) и по существу принадлежности указанного участка и установленных на нем отходов производства ООО «Сахалинуголь-3» не оспаривается.

Проанализировав фактические обстоятельства и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет их относимости, допустимости и достаточности для принятия решения по делу, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Сахалинуголь-3» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо министерства экологии Сахалинской области и судья пришли к обоснованному выводу о том, что ООО «Сахалинуголь-3» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о недопустимости доказательств по делу в связи с их получением с нарушением статей 8.3, 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ, а также пункта 12 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров (обследований), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года № 373, в котором закреплено содержание акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка), являются несостоятельными.

Согласно статье 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относится, в том числе плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (часть 1).

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2).

Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 4).

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 5).

Приведенной норме корреспондируют положения части 2 статьи 13.2 Федерального закона № 294, в соответствии с которой в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Из буквального толкования норм вышеизложенного законодательства следует, что принятие решения о назначении внеплановой проверки является правом органа государственного контроля (надзора), а не его обязанностью. Назначение соответствующей проверки является возможным, но не единственным мероприятием и не исключает реализацию должностными лицами органов государственного контроля (надзора) иных установленных действующим законодательством полномочий.

В данном случае факт захламления лесных участков выявлен должностными лицами Невельского лесничества в рамках осмотра территории лесного участка.

Непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи то обстоятельство, что в отношении ООО «Сахалинуголь-3» не назначена внеплановая проверка, не влечет недопустимость доказательств, полученных в результате контрольных мероприятий, проведенных в отношении указанного юридического лица.

Процессуальных нарушений по делу не допущено.

О составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела ООО «Сахалинуголь-3» уведомлено надлежащим образом.

Срок давности привлечения ООО «Сахалинуголь-3» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, соблюден.

Наказание назначено Обществу в пределах штрафной санкции части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера административного правонарушения и отягчающего его ответственность обстоятельства - повторного совершения однородного административного правонарушения (постановлением руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, заместителя министра, директора департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 18 июля 2019 года ООО «Сахалинуголь-3» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 11000 рублей, указанное постановление вступило в законную силу 13 августа 2019 года и на момент совершения правонарушения по настоящему делу срок, в течение которого названное Общество считается подвергнутым административному наказанию, не истек).

Оснований для определения ООО «Сахалинуголь-3» наказания в виде предупреждения не имелось, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, тогда как ООО «Сахалинуголь-3» допущено неоднократное совершение правонарушений при возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 4 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление заместителя руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, заместителя директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области от 10 июля 2020 года и решение судьи Невельского городского суда Сахалинской области от 22 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Сахалинуголь-3» оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Сахалинуголь-3» ФИО1 – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 30.13-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений возможно путем подачи жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова