ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-385/2015 от 23.12.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

СудьяКондратьевД.М. дело№ 72-385/2015

РЕШЕНИЕ

23декабря2015г. городЮжно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника публичного акционерного общества <наименование>Г.Г.К. на решение судьи Северо-Курильского районного суда от 13 октября 2015 г. по делу о привлечении названного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 18.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением временно исполняющего обязанности начальника отделения в городе Северо-Курильске (пограничной заставы) Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от <дата> публичное акционерное общество <наименование> (далее – ПАО <наименование>, Общество) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 18.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей.

Указанное постановление защитник ПАО <наименование>Г.Г.К. обжаловал в суд.

Решением судьи Северо-Курильского районного суда от 13 октября 2015 г. постановление оставлено без изменения.

На данное решение судьи защитником ПАО <наименование>Г.Г.К. подана жалоба, в которой он просит об отмене решения судьи и постановления административного органа, ссылаясь на неизвещение Общества о времени и месте составления протокола, а также о рассмотрении дела. В обоснование жалобы считает, что действие правил пограничного режима, утвержденных приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 515, не распространяется на деятельность рыбопромысловых судов, связанную с неоднократным пересечением Государственной границы Российской Федерации, а направлены на создание необходимых условий охраны Государственной границы Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности в территориальном море и не связанной с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

Проверив материалы дела, выслушав защитника ПАО <наименование>Н.Н.З., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.

Статья 18.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации.

Частью 2 указанной статьи Кодекса предусмотрена ответственность за ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления), что влечет для юридических лиц предупреждение или наложения административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения и предмета административного правонарушения или без таковой.

Объектом посягательства данного правонарушения является неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации, установленный порядок управления в виде пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах, а также в российской части вод пограничных водоемов.

Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления по делу, в вину ПАО <наименование> вменено нарушение правил пограничного режима, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон № 4730-1), приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 515 «Об утверждении правил пограничного режима» (далее – Приказ ФСБ № 515), выразившееся в том, что <дата> в территориальном море Российской Федерации в координатах <данные изъяты> северной широты и <данные изъяты> восточной долготы Обществом осуществлена хозяйственная деятельность в виде перегруза мороженной рыбопродукции с принадлежащего ему судна БМРТ <наименование> на судно ТР <наименование> без уведомления об этом пограничного органа.

Оставляя постановление должностного лица пограничного органа без изменения, судья Северо-Курильского районного суда пришел к выводу о нарушении ПАО <наименование> положений статьи 21 Закона № 4730-1 и Приказа ФСБ № 515, с чем согласиться нельзя.

Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и определяет понятия «режим Государственной границы» и «пограничный режим».

Так, разделом III настоящего Закона урегулированы правоотношения, связанные с содержанием и установлением режима Государственной границы, которые включают правила: содержания Государственной границы, пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности (статьи 7 - 15).

В статье 9 Закона № 4730-1 определен порядок пересечения Государственной границы для различных лиц и транспортных средств, в том числе для российских судов, убывающих из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания (под которым понимается также деятельность, связанная с использованием судов для рыболовства) во внутренние морские воды, в территориальное море, исключительную экономическую зону и (или) на континентальный шельф Российской Федерации, с получением в пограничных органах разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы.

В соответствии со статьей 13 Закона № 4730-1 хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.

В развитие вышеуказанных положений Закона № 4730-1 Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации приняты подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления, в том числе промысловой деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, связанной с пересечением Государственной границы, включающий правила уведомления пограничных органов, порядок получения разрешений, правила осуществления выгрузки грузов и другое.

Разделом IV (статьи 16 – 21) Закона № 4730-1 регламентированы правоотношения, связанные с пограничным режимом, который служит интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:

1) в пограничной зоне:

въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;

хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;

2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:

учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.

Статьей 21 Закона № 4730-1 определены правила ведения хозяйственной деятельности, в том числе промысловой, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, с разрешения и уведомления пограничных органов.

Во исполнение статьи 16 Закона № 4730-1 приказом ФСБ России от 15 октября 2012 г. № 515 утверждены Правила пограничного режима, которыми предусмотрено уведомление пограничного органа об осуществлении деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации, не позднее чем за 24 часа до начала осуществления деятельности по соответствующей форме.

Таким образом, Закон № 4730-1 разграничивает понятия «режим Государственной границы» и «пограничный режим», которые имеют разное нормативно-правовое регулирование, в том числе в отношении российских судов, осуществляющих промысловую деятельность. Если в первом случае такая деятельность связана с пересечением Государственной границы Российской Федерации, то во втором – с соблюдением правил охраны Государственной границы и пограничного режима без ее пересечения.

Как следует из материалов дела, ПАО <наименование> на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов №***, выданного <дата> Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, осуществляет промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации с использованием судна БМРТ <наименование>. Указанное судно имеет разрешение пограничного органа Камчатского края на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации при осуществлении рыбопромысловой деятельности. <дата> судно после предварительного уведомления пограничного органа вышло из порта <наименование> на промысел водных биоресурсов на период до <дата> В ходе промысловой деятельности <дата> судно БМРТ <наименование> из исключительной экономической зоны Российской Федерации вошло в территориальное море Российской Федерации, в связи с чем уведомило пограничный орган о пересечении Государственной границы Российской Федерации, в том числе об осуществлении выгрузки продукции на ТР <наименование> в территориальных водах Российской Федерации.

Таким образом, положения статьи 21 Закона № 4730-1 и Приказа ФСБ № 515 на ПАО <наименование>, осуществляющее рыбопромысловую деятельность, связанную с неоднократным пересечением Государственной границы Российской Федерации, не распространяются, поскольку в отношении таких судов предусмотрено иное правовое регулирование.

Учитывая изложенное, вывод должностного лица административного органа и судьи Северо-Курильского районного суда о нарушении Обществом статьи 21 Закона № 4730-1 и Приказа ФСБ №515 является несостоятельным, в связи с чем постановление административного органа и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Северо-Курильского районного суда от 13 октября 2015 г. и постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения в городе Северо-Курильске (пограничной заставы) Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от <дата> отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях публичного акционерного общества <наименование> состава административного правонарушения.

Судья Сахалинского областного суда Ю.А.Богомолова