ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-408/2023 от 30.08.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Лагно Н.А.

Дело № 72-408/2023

УИД 59RS0040-01-2023-001373-63

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 30 августа 2023 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу Рахмановой Ольги Владимировны на решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 13 июля 2023 г., постановление административной комиссии Чайковского городского округа Пермского края от 06 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении заявителя жалобы

у с т а н о в и л:

постановлением административной комиссии Чайковского городского округа Пермского края от 06 июня 2023 г. № 403/73-05/2023 Рахманова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Решением судьи Чайковского городского суда Пермского края от13 июля 2023 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Рахмановой О.В., указанное постановление изменено, признано смягчающим обстоятельством принятие мер к прекращению административного правонарушения, наказание назначено в виде предупреждения. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Рахманова О.В. просит решение судьи городского суда, постановление административной комиссии отменить, указывая на нарушение процедуры привлечения ее к административной ответственности и отсутствие состава вменяемого правонарушения.

В судебном заседании в краевом суде Рахманова О.В. извещенная надлежащим образом, участие не принимала.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» отсутствие на фасаде здания, строения, сооружения указателя с наименованием улицы и номера здания, строения, сооружения, а равно нахождение указателя в поврежденном состоянии влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 12 мая 2023 г. консультантом отдела по муниципальному контролю правового управления администрации Чайковского городского округа в отношении Рахмановой О.В. составлен протокол № 73-05/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» из содержания которого следует, что 21 апреля 2023 г. в 11 часов 42 минуты по адресу: **** 8 обнаружено отсутствие на фасаде здания указателя с наименованием улицы. Правообладателем земельного участка по адресу: **** 8 является Рахманова О.В.

Привлекая Рахманову О.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» административная комиссия, судья городского суда, исходили из доказанности нарушения Рахмановой О.В. пунктов 2.2, 9.2, 12.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Чайковский городской округ», утвержденных решением Думы Чайковского городского округа от 20 марта 2019 г. № 165 и вины Рахмановой О.В. в совершении описанного деяния, а также соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении.

Между тем, с таким выводом коллегиального органа и судьи городского суда согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 2.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Чайковский городской округ», утвержденных решением Думы Чайковского городского округа от 20 марта 2019 г. № 165 (далее – Правила благоустройства) благоустройство территории городского округа заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих выполнение требований настоящих Правил, включая требования к содержанию зданий (включая жилые дома), строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий, строений и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий, строений и сооружений, помещений в них в благоустройстве прилегающих территорий.

Пунктом 9.2 Правил благоустройства определено, что собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязаны разместить номерной знак на жилом доме и поддерживать его в исправном состоянии (подпункт 7).

Пунктом 12.3 Правил благоустройства установлено, что на зданиях, строениях, сооружениях размещаются следующие домовые знаки: указатель наименования элемента улично-дорожной сети, указатель номера, корпуса (при наличии) дома, указатели номеров подъезда и квартир в многоквартирных домах, международный символ доступности объекта для инвалидов, флагодержатели, памятные доски, полигонометрический знак, указатель пожарного гидранта, указатель грунтовых геодезических знаков, указатели камер магистрали и колодцев водопроводной сети, указатель городской канализации, указатель сооружений подземного газопровода. Состав домовых знаков на конкретном здании, строении, сооружении определяется функциональным назначением и местоположением здания, строения, сооружения относительно улично-дорожной сети. Домовые знаки жилых, административных, производственных и общественных зданий, строений, сооружений должны подсвечиваться в темное время суток. Домовые знаки должны содержаться собственниками, владельцами зданий, строений, сооружений в чистоте и технически исправном состоянии.

Из представленных в материалы дела документов (фото и видео материалов) следует, что здание, принадлежащее Рахмановой О.В. по адресу: **** 8 расположено на территории индивидуальной застройки и является жилым домом.

Исходя из конструкции нормативного акта устанавливающего требования за несоблюдение которых установлена административная ответственность предусмотренная частью 3 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» пункт 2.2 Правил благоустройства расположен в главе 1 общих положений и содержит общие требования к содержанию и благоустройству территории Чайковского городского округа, который не содержит конкретных требований относительно указателей наименования элемента улично-дорожной сети.

Пункты 9.2 и 12.3 конструктивно расположены в главе 2 содержащей особенности благоустройства отдельных объектов благоустройства и элементов благоустройства.

Так, пункт 9.2 Правил благоустройства расположен в разделе 9 «Благоустройство территорий индивидуальной застройки», а пункт 12.3 в разделе 12 «Благоустройство зданий, строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены».

Таким образом, учитывая расположение принадлежащего Рахмановой О.В. жилого дома на территории индивидуальной застройки, особенности благоустройства, предусмотренные Правилами благоустройства для таких территорий, которые содержатся в разделе 9, нарушение пункта 12.3 Правил благоустройства вменено Рахмановой О.В. не обоснованно, поскольку исходя из содержания раздела 12 в нем перечислены особенности благоустройства иных объектов. При наличии в Правилах благоустройства специальных норм для жилых домов, расположенных на территории индивидуальной застройки к таким объектам в части расположения указателя с наименованием улицы и номера подлежат применению специальные нормы.

Рахмановой О.В. вменяется отсутствие на фасаде ее жилого дома указателя с наименованием улицы, при этом раздел 9 Правил благоустройства («Благоустройство территорий индивидуальной застройки») не содержит требований о размещении на жилом доме указателя с наименованием улицы, ограничивается лишь обязанностью собственника разместить номерной знак на жилом доме и поддерживать его в исправном состоянии (подпункт 7 пункта 9.2 Правил благоустройства). Из представленных материалов следует, что номерной знак на жилом доме Рахмановой О.В. был установлен, соответственно нарушение пункта 9.2 Правил благоустройства не допущено, а пункт 12.3 Правил благоустройства к данному объекту применению не подлежит.

Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного постановление административной комиссии Чайковского городского округа Пермского края от 06 июня 2023 г. № 403/73-05/2023, решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 13 июля 2023 г., вынесенные в отношении Рахмановой О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Кроме этого, заслуживают внимания доводы жалобы о нарушении процедуры привлечения Рахмановой О.В. к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении (статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (часть 2 статьи 28.2 настоящего Кодекса).

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1 статьи 25.15 указанного Кодекса).

В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

В ходе рассмотрения дела судьей городского суда и в настоящей жалобе Рахманова О.В. последовательно ссылалась на нарушение процедуры привлечения ее к административной ответственности в связи с не извещением.

Отклоняя данные доводы, судья городского суда указал, что при наличии отметки о вручении почтового отправления адресату, с учетом презумпции добросовестности исполнения обязанностей почтовыми работниками, Рахманова О.В. считается уведомленной о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Данные выводы основаны на ошибочной оценке представленных доказательств.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Рахманова О.В. с 19 августа 2021 г. зарегистрирована и проживает по адресу: ****127 (л.д. 11-12). Данный адрес также указан в протоколе об административном правонарушении и в постановлении, как место жительства и регистрации Рахмановой О.В. Вместе с тем извещение на составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела направлено Рахмановой О.В. по адресу: **** 8 (заказное письмо **, **).

Согласно сообщению АО «Почта России» от 17 июля 2023 г. № Ф59п11-07/300 заказное письмо ** выдано 27 апреля 2023 г., заказное письмо ** выдано 22 мая 2023 г. Рахманову О.В. посредством простой электронной подписи (л.д. 57).

Пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234 установлено, что вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование: а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе); б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).

Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).

Приведенные положения свидетельствуют о том, что вручение почтовых отправлений осуществляется только уполномоченному лицу с фиксацией документа подтверждающего полномочия представителя.

Из сообщения АО «Почта России» от 28 августа 2023 г. № Ф82-04/11528 следует, что заказное письмо разряда «Административное» **, ** согласно информационной системе вручено адресату с использованием простой электронной подписи. Начальнику ОПС указано на проведение дополнительного инструктажа с работниками отделения почтовой связи по вопросу вручения почтовых отправлений разряда «Административное» без доверенности (л.д. 94).

Таким образом, изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о ненадлежащем извещении Рахмановой О.В. при производстве по делу об административном правонарушении, поскольку извещения по месту жительства Рахмановой О.В. не направлялись, извещения направленные не по адресу места жительства были получены неуполномоченным лицом.

Принимая во внимание изложенное, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как не соответствует требованиям настоящего Кодекса и рассмотрение дела в отсутствие лица, не извещенного надлежащим образом, что повлекло нарушение права указанного лица на защиту.

Допущенные по делу нарушения требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу актов, также являются основанием для их отмены и прекращения производства по делу по указанному выше основанию.

Доводы жалобы относительно уплаты штрафа не влияют на законность постановления и решения судьи, поскольку согласно статье 40.1, пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) штрафов принимает и представляет в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, администратор доходов бюджета. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется в соответствии с общими требованиями утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. № 137н.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление административной комиссии Чайковского городского округа Пермского края от 06 июня 2023 г. № 403/73-05/2023, решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 13 июля 2023 г., вынесенные в отношении Рахмановой О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Судья - (подпись)