ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-424/20 от 14.12.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Рыженкова Е.В. дело № 72-424/2020

Р Е Ш Е Н И Е

14 декабря 2020 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника акционерного общества «Управление по обращению с отходами» Купалова П.Ю. на постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от 4 июня 2020 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 октября 2020 года по делу о привлечении названного Общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 21-7 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области»,

у с т а н о в и л :

постановлением административной комиссии города Южно-Сахалинска от 4 июня 2020 года акционерное общество «Управление по обращению с отходами» (далее - АО «Управление по обращению с отходами», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 21-7 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 октября 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник АО «Управление по обращению с отходами» Купалов П.Ю. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, полагая привлечение АО «Управление по обращению с отходами» к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 21-7 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» неправомерным, поскольку обязанность согласовать график вывоза твердых коммунальных отходов закреплена в пункте 2.2.1 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», ответственность за нарушение указанных санитарных правил предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Общества Купалова П.Ю., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, позицию представителя административной комиссии города Южно-Сахалинска Будникову Л.С., просившую оставить решение суда без изменения, прихожу к следующему.

Согласно части 9 статьи 30 Правил благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 24 июня 2015 года №177/12-15-5 (далее - Правила благоустройства), регулярная транспортировка твердых коммунальных отходов из мест их накопления осуществляется на основании маршрутного графика вывоза отходов, который обеспечивает их удаление в объеме, соответствующем нормативу накопления твердых коммунальных отходов и с установленными регулярностью и временем вывоза твердых коммунальных отходов. Региональный оператор обязан согласовать маршрутный график вывоза твердых коммунальных отходов с уполномоченным органом администрации города в сфере городского хозяйства и охраны окружающей среды и территориальным государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения не позднее 31 декабря года, предшествующего году фактического действия маршрутного графика.

Пунктом 1 части 1 статьи 21-7 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» (далее – Закон об административных правонарушениях Сахалинской области) предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами сроков и (или) порядка проведения сбора, временного хранения и вывоза отходов производства и потребления, не повлекшее нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: неисполнение требований по организации сбора, временному хранению и вывозу отходов производства и потребления на санкционированный объект размещения.

Как следует из материалов дела, 1 мая 2020 года в период с 9 часов 00 минут до 16 часов 30 минут в рамках осуществления мониторинга санитарного состояния территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» старшим инспектором отдела мониторинга санитарного состояния муниципального казенного учреждения «Управление мониторинга городского хозяйства», членом административной комиссии города Южно-Сахалинска Ф.И.О.5 произведен осмотр контейнерных площадок, расположенных по адресам: улица Саранская, дом ; улица Комсомольская, дом ; улица Авиационная, дом ; улица Вокзальная, дом ; улица Больничная, дом ; улица Есенина, дома и в городе Южно-Сахалинске и установлено, что на указанных контейнерных площадках не осуществлен вывоз (транспортировка) твердых коммунальных отходов.

Основанием для привлечения АО «Управление по обращению с отходами», являющегося региональным оператором по обращению с отходами, к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 21-7 Закона об административных правонарушениях Сахалинской области, послужило нарушение части 9 статьи 30 Правил благоустройства, заключающееся в не осуществлении транспортировки (вывоза) твердых коммунальных отходов, а также в отсутствии у него графика вывоза отходов на 2020 год.

При рассмотрении дела судьей установлено, что у названного общества имеется согласованный 22 августа 2019 года с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области и департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска маршрутный график вывоза твердых коммунальных отходов в городском округе «Город Южно-Сахалинск». В этой связи отсутствие соответствующего графика обоснованно исключено судьей из объема вмененных ему нарушений.

При этом судья согласился с наличием в действиях АО «Управление по обращению с отходами» состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 21-7 Закона об административных правонарушениях Сахалинской области, в связи с тем, что им не осуществлен вывоз (транспортировка) твердых коммунальных отходов. Основанием для соответствующего вывода послужило то обстоятельство, что на момент проверки на контейнерных площадках и рядом с ними допущено складирование твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем сам факт складирования отходов в отведенных для этого местах ответственность не образует, а доказательства нарушения АО «Управление по обращению с отходами» графика вывоза твердых коммунальных отходов в материалах дела отсутствуют.

При этом судьей не учтено, что ответственность по пункту 1 части 1 статьи 21-7 Закона об административных правонарушениях Сахалинской области наступает за нарушение сроков и (или) порядка обращения с отходами производства и потребления, не предусмотренных в санитарно-эпидемиологических нормах.

Между тем в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года, и действующих на момент совершения правонарушения по настоящему делу, сроки и порядок хранения и удаления твердых бытовых отходов урегулированы.

В части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Полномочием на составление протокола и рассмотрение дела по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу положений части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обладают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях АО «Управление по обращению с отходами» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 27-1 Закона об административных правонарушениях Сахалинской области, что влечет отмену постановления административной комиссии города Южно-Сахалинска от 4 июня 2020 года и решения судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 октября 2020 года о привлечении названного общества к административной ответственности и прекращение производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от 4 июня 2020 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 октября 2020 года в отношении АО «Управление по обращению с отходами» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 27-1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», отменить.

Производство по указанному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статей 30.13-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование настоящего решения возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова