Судья Лукша Е.Н. дело №72-43/2018
Р Е Ш Е Н И Е
07 марта 2018 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу министра сельского хозяйства Сахалинской области Кузьменко М.П. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 12 декабря 2017 года по делу о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Сахалинской области ФИО4 от 12 октября 2017 года № министр сельского хозяйства Сахалинской области Кузьменко ФИО8 привлечен к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 12 декабря 2017 года постановление от 12 октября 2017 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд и в дополнениях к ней, Кузьменко М.П. просит об отмене решения судьи и оставленного им без изменения постановления в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы он указал на то, что в правовых актах, нарушение которых ему вменено, не регламентирован порядок и условия расходования главным распорядителем межбюджетных трансфертов, не содержится данных об уровне софинансирования средств федерального бюджета и бюджета Сахалинской области в процентном эквиваленте, что, по его мнению, свидетельствует об отсутствии обязательного признака административного правонарушения - противоправности и указывает на неопределенность уровня софинансирования, в связи с чем вмененное Кузьменко М.П. нарушение не влечет ответственность по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обращает внимание на то, что неверно рассчитана сумма перерасхода средств федерального бюджета по данному делу. Кроме этого, за допущенное нарушение министерство уже понесло ответственность в виде взыскания суммы бюджетного нарушения. Наряду с изложенным, в жалобе указано на вынесение постановления по делу после истечения срока давности привлечения к ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО5, поддержавшего доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, а также представителя Управления Федерального казначейства по Сахалинской области ФИО6, возразившую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, предусмотрена ответственность за нарушение главным распорядителем, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Сахалинской области от 03 июля 2017 года № 223 в период с 4 по 5 июля 2017 года проверочной группой Управления федерального казначейства по Сахалинской области проведена внеплановая выездная проверка Министерства сельского хозяйства Сахалинской области с целью осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Установлены нарушения пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1371, а также подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Соглашения от 08 февраля 2016 года № 418/17-с, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Сахалинской области, выразившиеся в несоблюдении министерством сельского хозяйства Сахалинской области условий софинансирования в области животноводства.
В результате анализа вмененных нарушений установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1371 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (далее – Правила № 1371), также действующие на момент совершения правонарушения.
В пункте 3 Правил № 371 закреплено, что субсидии предоставляются при наличии утвержденной государственной программы, предусматривающей государственную поддержку в сфере сельскохозяйственного страхования, а также при наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, связанных с реализацией Государственной программы.
В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, Закона Сахалинской области от 15 июля 2011 года № 81-ЗО «О развитии сельского хозяйства Сахалинской области» и во исполнение распоряжения Правительства Сахалинской области от 21 октября 2011 года № 728-р «Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области» постановлением Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 427 утверждена государственная программа Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», в которую включена Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» и законом Сахалинской области от 25 декабря 2015 года № 124-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2016 год» предусмотрены расходы областного бюджета на 2016 год в части страхования животноводства в сумме № рублей.
Согласно пункту 11 Правил № 371 предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, форма которого утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В соглашении предусматриваются размер субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств.
08 февраля 2016 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) и Правительством Сахалинской области (далее-Высший исполнительный орган) в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, заключено Соглашение № 418/17-с, предметом которого явилось, в частности, предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства в 2016 финансовом году.
В силу пункта 1.2 Соглашения Министерство в соответствии с Федеральным законом направляет Сахалинской области денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на оказание финансовой помощи при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации в форме субсидий по направлениям и в объемах, предусмотренных приложением № 1 к Соглашению.
Согласно пункту 1.3 Соглашения Высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Соглашения Высший исполнительный орган на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным правовым актом Высшего исполнительного органа, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях № 1 и № 2 к Соглашению.
Приложением № 1 к Соглашению определены направления и объемы субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2016 год и, в частности, объем субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства, составил № рублей.
Приложением № 2 к Соглашению закреплены направления и объемы средств из консолидированного бюджета Российской Федерации на 2016 год по Сахалинской области, которые по направлению управления рисками в подотрасли животноводства составили № рублей.
Согласно отчету о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансирования обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета Сахалинской области, и отчету об исполнении бюджета главного распорядителя бюджетных средств, подписанному министром сельского хозяйства Сахалинской области Кузьменко М.П., по состоянию на 01 января 2017 года все средства федерального бюджета, предусмотренные на субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства, которые составили № рублей, перечислены сельхозпроизводителям; из № рублей, предусмотренных на указанные цели за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, перечислено сельхозпроизводителям только № рублей.
В соответствии с пунктом 3.1.20 Положения о Министерстве сельского хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 29 декабря 2015 года № 557, Министерство сельского хозяйства осуществляет функции главного распорядителя, администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субсидий из федерального бюджета, направленных на реализацию его полномочий, а также на финансирование деятельности подведомственного ему учреждения.
Таким образом, Министерством сельского хозяйства Сахалинской области нарушено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) в 2016 году, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Сахалинской области, что повлекло остаток средств бюджета Сахалинской области на эти цели и соответственно перерасход средств федерального бюджета в сумме № и явилось основанием для издания Министром финансов Российской Федерации приказа от 23 августа 2017 года № 613 о бесспорном взыскании указанной суммы за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Сахалинской области, в федеральный бюджет.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу пункта 5.5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Сахалинской области министр Кузьменко М.П. несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, нарушение возглавляемым им ведомством условий софинансирования в области животноводства явилось основанием для обоснованного привлечения его к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на отсутствие в приведенном законодательстве регламентированного порядка и условий расходования главным распорядителем межбюджетных трансферотов, а также указания на процентное софинансирование расходных обязательств, не свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения к ответственности за необеспечение установленных бюджетным законодательством условий софинансирования расходования межбюджетных трансфертов, которые предполагают пропорциональное участие бюджетов разных уровней в финансировании, при котором не допускает расходование средств федерального бюджета, а затем бюджета области, что имело место в данном деле.
Неверно рассчитанная сумма перерасхода средств федерального бюджета, обозначенная в постановлении по делу (№), правового значения для состава вмененного Кузьменко М.П. правонарушения не имеет.
Указание в жалобе на нарушение срока давности привлечения Кузьменко М.П. к ответственности является несостоятельным.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Правонарушение по данному делу совершено 01 января 2017 года, в этой связи привлечение Кузьменко М.П. к административной ответственности 11 октября 2017 года произведено в пределах годичного срока давности привлечения к ответственности, установленного для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации и освобождения Кузьменко М.П. от ответственности не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам совершенного лицом деяния. При этом применение правил малозначительности является правом, а не обязанностью судьи.
В данном случае, учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, а также то, что объектом посягательства являются общественно значимые бюджетные правоотношения, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Наказание Кузьменко М.П. определено в пределах минимальной санкции указанной нормы с учетом характера правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих его ответственность обстоятельств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений по делу не допущено, оснований для отмены решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу министра сельского хозяйства Сахалинской области Кузьменко М.П. - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В.