ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-459/2023 от 18.09.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Соколова А.Р.

Дело № 72-459/2023

УИД 59RS0044-01-2023-001660-57

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 18 сентября 2023 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника администрации Чусовского городского округа Пермского края Баскова Павла Владимировича на решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 18 августа 2023 г., постановление заместителя главного государственного инспектора Чусовского и Горнозаводского городских округов по пожарному надзору от 01 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Чусовского городского округа Пермского края,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Чусовского и Горнозаводского городских округов по пожарному надзору от 01 июня 2023 г. № 36 администрация Чусовского городского округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 18 августа 2023 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника Баскова П.В., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Басков П.В. просит постановление должностного лица, решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что администрация финансирует противопожарные мероприятия, выделяет значительные денежные средства на обеспечение пожарной безопасности, создано МКУ «Управление по обеспечению первичных мер пожарной безопасности», которое обеспечивает выполнение функций по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Полагает о наличии оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижения размера штрафа.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель, защитники Холодилова Е.А., Басков П.В., Приходько Н.А. извещенные надлежащим образом, участие не принимали. Поступило ходатайство защитника Холодиловой Е.А. о проведении судебного заседания в ее отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под обязательными требованиями пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. №1479 (далее - Правила противопожарного режима от 16 сентября 2020 г. № 1479), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», который устанавливает нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободным напорам в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Основанием для привлечения администрации Чусовского городского округа Пермского края к административной ответственности послужили выявленные в ходе проведенной 11 апреля 2023 г. с 09 часов 30 минут до 11 часов 30 минут, 24 апреля 2023 г. с 14 часов 00 минут до 17 часов 00 минут на основании распоряжения начальника 19 ОНПР по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 04 апреля 2023 г. № 20 внеплановой выездной проверки и зафиксированные в акте проверки от 24 апреля 2023 г. № 20 нарушения требований пожарной безопасности, допущенные юридическим лицом, а именно:

- в нарушение статей 62, 68 Федерального закона от 11 июля 2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях безопасности», пункта 75 Правил противопожарного режима, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479; пунктов 4.1, 4.2, 8.2-8.14, 10.1-10.11 СП 8.13130.2020 территория населенных пунктов п. Комарихинский, п. Валежная, п. Кучино, п. Утес не обеспечена в полном объеме наружным противопожарным водоснабжением;

- в нарушение пункта 75 Правил противопожарного режима от 16 сентября 2020 г. № 1479 у пожарного водоема, расположенного по адресу: ****, отсутствует площадка с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, не имеют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года на территории пос. Валежная; в д. Кучино на р. Боярка (используемой в качестве наружного противопожарного водоснабжения) не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года; водоем, из которого производится забор воды для целей пожаротушения на территории п. Утес (р. Черная), не имеет подъезда с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года;

- в нарушение пункта 69 Правил противопожарного режима от 16 сентября 2020 г. № 1479 на территории общего пользования населенного пункта п. Лямино в районе ул. Мусинская, 2, (координаты 58.292475, 57.701331), ул. Кирова, 45, (координаты 58.266408, 57.740950), ул. Чапаева, 22 (координаты 58.2901, 57.6951), напротив остановки «Поликлиника» (координаты 58.290082, 57.715027) устроена свалка горючих отходов (бытовые отходы, строительный мусор);

- в нарушение пункта 71 Правил противопожарного режима от 16 сентября 2020 г. № 1479, не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к зданиям, сооружениям, расположенным на территории п. Валежная;

- в нарушение пункта Правил противопожарного режима от 16 сентября 2020 г. № 1479, водонапорная башня в п. Валежная, предназначенная для нужд пожаротушения, не приспособлена для забора воды пожарной техникой в любое время года и не предусмотрен автономный резервный источник ее электроснабжения.

Выявленные нарушения, отраженные в акте проверки от 24 апреля 2023 г. № 20 указаны и в протоколе об административном правонарушении от 18 мая 2023 г. № 36 со ссылкой на нарушение конкретных норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к пожарной безопасности.

Оснований для признания акта проверки и протокола об административном правонарушении недопустимыми доказательствами при рассмотрении дела не установлено. Сведения, отраженные в акте проверки, иными доказательствами не опровергнуты. При проведении проверки присутствовал и.о главы городского округа – главы администрации Чусовского городского округа Пермского края ФИО1, ведущий специалист по пожарной безопасности МКУ «Управление по обеспечению первичных мер пожарной безопасности» ФИО2 Нарушений, которые бы повлекли признание результатов проверки недействительными, не выявлено. В ходе производства по делу об административном правонарушении стороной защиты наличие вмененных администрации Чусовского городского округа Пермского края нарушений требований пожарной безопасности не оспаривалось.

Должностное лицо, судья городского суда, исходя из имеющихся доказательств, оценка которых произведена в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришли к правильному и обоснованному выводу о наличии в действиях администрации Чусовского городского округа Пермского края состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства (информация об устранении нарушений от 01 июня 2023 г.) свидетельствуют о том, что у администрации Чусовского городского округа Пермского края имелась возможность для соблюдения законодательства о пожарной безопасности, за нарушение которого частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, при этом доказательств принятия всех зависящих от администрации мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований пожарной безопасности, которые администрация могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в дело не представлено.

Заявленные в жалобе доводы об отсутствии вины в связи с принятием соответствующих мер – финансирование противопожарных мероприятий, выделение значительных денежных средств на обеспечение пожарной безопасности, создание МКУ «Управление по обеспечению первичных мер пожарной безопасности», которое обеспечивает выполнение функций по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, не принимаются.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица как субъекты административной ответственности не ставит в зависимость от их организационно-правовой формы, целей их создания, источника и порядка их финансирования.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

К вопросам местного значения, в том числе городского округа, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, на что прямо указано в пункте 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности приведены в статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно статьям 10, 19 указанного Закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Исходя из приведенных положений, создание МКУ «Управление по обеспечению первичных мер пожарной безопасности» не освобождает администрацию Чусовского городского округа Пермского края от ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности, в том числе, при том, что учредителем МКУ «Управление по обеспечению первичных мер пожарной безопасности» является муниципальное образование «Чусовской городской округ», уполномоченный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, - администрация Чусовского городского округа Пермского края.

В данном случае из материалов дела не следует, что администрацией Чусовского городского округа Пермского края приняты достаточные и все зависящие от нее меры для выполнения требований пожарной безопасности на территории городского округа именно в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, статей 19, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ.

Доводы о финансировании противопожарных мероприятий, выделении значительных денежных средств на обеспечение пожарной безопасности с учетом выявленных нарушений с очевидностью не свидетельствуют о том, что администрацией принимались все зависящие от нее меры для соблюдения требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

Принимая во внимание вышеизложенное, в отсутствие доказательств в обоснование принятия исчерпывающих и своевременных мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил в области пожарной безопасности, выводы о совершении администрацией Чусовского городского округа Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации являются правильными, соответствуют материалам дела.

Доводы жалобы, о наличии оснований предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях со ссылкой на привлечение ранее постановлением по делу об административном правонарушении от 09 февраля 2023 г. № 6 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 указанного Кодекса, являются несостоятельными.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уже имеется постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела.

Совершенное правонарушение с учетом правовой позиции, сформулированной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» относится к длящимся правонарушениям, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении требований пожарной безопасности. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В данном случае таким днем является дата составления акта проверки 24 апреля 2023 г.

Привлечение к ответственности прекращает правонарушение, однако в случае продолжения противоправных действий лицо может быть привлечено к административной ответственности неоднократно. При этом повторное привлечение к ответственности возможно только после вступления в законную силу постановления по предыдущему делу.

Постановление по делу об административном правонарушении от 09 февраля 2023 г. № 6 вступило в законную силу 21 февраля 2023 г. с учетом получения администрацией данного постановления 10 февраля 2023 г.

Соответственно на момент выявления вменяемого правонарушения 24 апреля 2023 г. постановлением № 6 от 09 февраля 2023 г. вступившим в законную силу 21 февраля 2023 г. правонарушение было прекращено.

Выявление признаков правонарушения и привлечение к административной ответственности после 21 февраля 2023 г. не свидетельствует о повторности привлечения по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Административное наказание назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 указанного Кодекса, является соразмерным содеянному и справедливым. Учитывая характер допущенных нарушений, сведения о том, что администрация Чусовского городского округа Пермского края ранее привлекалась к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, для изменения вида наказания и назначения административного наказания в виде предупреждения отсутствуют.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из приведенной нормы, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица имеет факультативное значение и само по себе, в отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, не может служить основанием для назначения административного наказания ниже низшего предела. В данном случае исключительные обстоятельства, которые бы позволили применить указанную норму, отсутствуют. Имущественное и финансовое положение соответствующими доказательствами не подтверждены.

Доводы жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, не влияют на правильные выводы, как должностного лица, так и судьи городского суда о совершении администрацией Чусовского городского округа Пермского края правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении администрации Чусовского городского округа Пермского края, допущено не было.

При таком положении оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 18 августа 2023 г., постановление заместителя главного государственного инспектора Чусовского и Горнозаводского городских округов по пожарному надзору от 01 июня 2023 г. № 36, вынесенные в отношении администрации Чусовского городского округа Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Баскова П.В. - без удовлетворения.

Судья - (подпись)