ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-507/2016 от 30.11.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Сасарова Н.И. дело № 72-507/2016

Р Е Ш Е Н И Е

30 ноября 2016 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Крылов Н.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест прокурора Томаринского района Сахалинской области Ж.А.Ж. на решение судьи Томаринского районного суда от 29 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица П.С.П.,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора Томаринского района по пожарному надзору К.В.В. от 5 августа 2016 г. должностное лицо - директор филиала Федерального государственного унитарного предприятия <данные изъяты>П.С.П. привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Указанное постановление П.С.П. обжаловал в суд.

Решением судьи Томаринского районного суда от 29 сентября 2016 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На указанное решение судьи принесен протест прокурором Томаринского района Сахалинской области Ж.А.Ж., в которой он просит решение суда отменить. Выражает несогласие с выводами судьи об отсутствии вины должностного лица во вмененном административном правонарушении.

Изучив материалы дела и жалобу, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах. Указанные Правила утверждены в соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, они являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 34 указанных Правил установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35 Правил).

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

В силу пунктов 21 – 23 указанных Правил для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих Правил.

Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Из материалов дела установлено, что 9 июня 2016 г. прокуратурой Томаринского района Сахалинской области проведена проверка соблюдения требований санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности.

Проверкой установлено, что по состоянию на 9 июня 2016 г. охранная зона воздушных линий электропередач 10 КВ, расположенных в квартале 36 выдела 43 Красногорского лесничества Ильинского участкового лесничества на участке от точки координат (опора 17) № 47044148.611 Е142004124.411 до (опора 19) № 47044148.011 Е142004138.211 протяженностью 285 м. не расчищена от древесной и кустарниковой растительности, высота отдельных деревьев (лесных насаждений), в том числе хвойных пород, произрастающих в просеке, превышает 4 метра, что создает опасность лесному массиву.

Указанные нарушения явились основанием для привлечения должностного лица – директора филиала Федерального государственного унитарного предприятия <данные изъяты>П.С.П. к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разрешая жалобу указанного должностного лица, судья пришла к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, в связи с отсутствием вины во вмененном правонарушении.

Между тем, указанный вывод сделан без учета следующих юридически значимых обстоятельств.

Согласно части 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к названной статье установлено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с пунктом 3.14 должностной инструкции директора филиала <данные изъяты> директор филиала организует и проводит в филиале подготовительные работы и мероприятия, в том числе, в области пожарной безопасности. В силу пункта 5.5 инструкции директор филиала несет ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. Следовательно, в случае ненадлежащего осуществления организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в том числе, контрольных мероприятий, директор филиала несет ответственность, предусмотренную законом.

При этом, наличие заключенного договора подряда на оперативно – техническое обслуживание электроустановок № 657-18/08 не освобождает должностное лицо от ответственности за выявленные в деятельности подрядчика нарушения, поскольку в соответствии со статьями 715, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик по договору подряда вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, и требовать устранения недостатков.

Соответственно само по себе заключение гражданско-правового договора не является основанием для освобождения должностного лица от ответственности за выполнение обязанностей, которые на него возложены действующим законодательством.

Таким образом, вывод об отсутствии вины должностного лица сделан без соответствующих данных, свидетельствующих о выполнении лицом до выявления административного правонарушения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в том числе, контрольных мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Томаринский районный суд Сахалинской области.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Томаринского районного суда от 29 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица П.С.П. – отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в Томаринский районный суд Сахалинской области.

Судья

Сахалинского областного суда Н.А. Крылов