72-54/19
Р Е Ш Е Н И Е
г.Владикавказ 30 апреля 2019 года
Судья Верховного Суда РСО-Алания Гатеев С.Г., рассмотрев жалобу войсковой части 6770 в лице представителя ФИО1 на решение судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 08 февраля 2019 года и постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РСО-Алания ... от 20 июля 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении войсковой части 6770,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РСО-Алания ... от 20.07.2018 г. войсковая часть 6770 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... руб.
Решением судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 08 февраля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, представитель войсковой части 6770 ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу решение судьи районного суда и постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РСО-Алания, считая их незаконными.
В судебном заседании представители войсковой части 6770 ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить.
В судебном заседании государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РСО-Алания ФИО3 доводы жалобы не признал, просил в ее удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.8.5 КоАП сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно п.п. 6-8 ст.69.2 указанного Федерального закона сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, подтверждаются документами:
о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 12 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 ... «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» в соответствии в п. 1 ст.69.2 Закона объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Таким образом, заявку о постановке объекта на учет подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект HBOC передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона.
В соответствии с п. 17 Приказа Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2014 № 34446) В ПНООЛР включаются: титульный лист (приложение № 6 к Методическим указаниям); структура ПНООЛР; общие сведения о хозяйствующем субъекте; сведения о хозяйственной и иной деятельности; расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год; сведения о предлагаемом образовании отходов; сведения о местах накопления отходов; сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения; сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов; сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов; предложения по лимитам ежегодного размещения отходов; список использованных источников; приложения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
В соответствии с п.4 ст. 18 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 19 вышеуказанного ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Росприроднадзора по РСО-Алания от 15 мая 2018 г. ... в отношении войсковой части 6770 утверждена плановая выездная проверка.
Как усматривается из акта проверки ... от 02.07.2018 г. в ходе плановой выездной проверки установлено, что в/ч 6770 нарушены: - п. 6 ст.69.2 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», п.4 ст. 18 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014 г. №349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», п. 1,2 ст.19 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Из протокола об административном правонарушении ... от 16.07.2018 г. усматривается, что в ходе проведения плановой выездной проверки в/ч 6770 установлено, что в соответствии со свидетельством о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду ... от 20.12.2016 г., а также свидетельством о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № AOUMMG15 от ... - объекты в/ч 6770, поставлены на государственной учет по адресу: .... При осмотре объектов контроля фактические адреса объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не соответствуют, т.к. свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду ... от 20.12.2016 г. - Объединенная база, расположена по адресу: ..., свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ... от 20.12.2016 г. - склад ГСМ, расположен по адресу: ..., т.е. нарушен п.6 ст.69.2 ФЗ №7- ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение per. ... от 05.12.2016 г. разработан по 2 объектам: .... В соответствии с договором ... от 30.06.2017 г. безвозмездного пользования федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за в/ч 3737 на праве оперативного управления передан в/ч 6770, отсюда следует что в ПНООЛР содержатся недостоверные сведения, а именно: не указано здание (литер Ч) казарма-штаб, переданный в/ч 3737, расположенный по адресу: ..., откуда следует, что объем образования отходов 1-4 классов опасности на данном участке не отражен отдельным блоком в ПНООЛР, чем нарушены п.4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, п. 17 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014 г. №349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». У представленного договора ...-л от 28.10.2016 г. на передачу отхода-лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства в соответствии с п. 5.2 расторгнут 28.10.2017 г. Отсюда следует, что у в/ч 6770 на момент проведения плановой проверки отсутствует договор на передачу отхода - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, также вышеуказанный отход - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, не учтен в отчете 2-ТП отход за 2017 год. В представленном отчете 2-ТП отходы за 2017 год указано образование отходов:
- фильтры очистки масла, отработанные в количестве 0,006 т.;
- фильтры очистки топлива, отработанные в количестве 0,002 т.%
- фильтры воздушные, отработанные в количестве 0,004 т.
На вышеуказанные отходы в/ч 6770 не представлены договор на передачу вышеперечисленных отходов ... от 20.12.2016 г., а также акты выполненных работ. Фактического места накопления вышеуказанных отходов на момент проверки не установлено, т.е. нарушены п. 1.2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89- ФЗ, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ.
Постановлением от 20.07.2018г. войсковая часть подвергнута административному наказанию за то, что в ходе плановой проверки фактические адреса объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не соответствуют, так как свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду ... от 20.12.2016 г. - Объединенная база расположена по адресу: ... дорожная, 53, свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду ... от 20.12.2016 г. — склад ГСМ расположен по адресу: ..., в ПНООЛР содержатся недостоверные сведения, а именно, не указано здание (литер Ч) казарма-штаб, переданный войсковой частью 3737, расположенный по адресу: ..., откуда следует, что объем образования отходов 1-4 классов опасности на данном участке не отражен отдельным блоком в ПНООЛР. В представленном отчете 2-ТП отходы за 2017 год указано образование отходов: - фильтры очистки масла, отработанные в количестве 0,006 т.; - фильтры очистки топлива, отработанные в количестве 0,002 т.; -фильтры воздушные, отработанные в количестве 0,004 т. На вышеуказанные отходы войсковой частью 6770 не представлены договоры.
Разрешая вопрос о законности привлечения войсковой части 6770 к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности вменяемого юридическому лицу административного правонарушения, проведения проверки в рамках норм административного законодательства. Материалами дела факт нарушения в/ч 6770 пп.6 ст.69.2 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», п.4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, п. 17 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014 г. №349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», п. 1,2 ст. 19 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подтверждается.
Таким образом, вина в/ч 6770 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, доказана исследованными в судебном заседании материалами дела.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, ссылка заявителя на то, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, судом первой инстанции обоснованно не была принята во внимание.
Исходя из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РСО-Алания ... от 20.07.2018 г. и решение Моздокского районного суда РСО-Алания от 08 февраля 2019 года о признании в/ч 6770 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, законны, обоснованы и не подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л :
решение судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 08 февраля 2019 года и постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РСО-Алания ... от 20 июля 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении войсковой части 6770, оставить без изменения.
Жалобу войсковой части 6770 в лице представителя ФИО1 – без удовлетворения.
Судья С.Г. Гатеев