ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-567/2022 от 21.06.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59RS0004-01-2022-002097-74

судья Порошин О.В.

дело № 72-567/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 21 июня 2022 года

Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя административной комиссии Ленинского района города Перми К. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26 апреля 2022 г., вынесенное в отношении товарищества собственников недвижимости «****» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае»,

у с т а н о в и л :

постановлением административной комиссии Ленинского района города Перми от 15 марта 2022 г. № 93 товарищество собственников недвижимости «****» (далее – ТСН «****») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26 апреля 2022 г., вынесенным по жалобе ТСН «****», данное постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 15000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, председатель административной комиссии Ленинского района города Перми К. просит решение судьи районного суда отменить, указывая на необоснованное снижение ТСН «****» размера административного наказания.

В рассмотрении жалобы в Пермском краевом суде законный представитель ТСН «****», извещенный о времени и месте судебного заседания, участие не принимал.

Защитник Якимова Е.В. возражала против удовлетворения жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 06.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае» неустранение в срок, установленный муниципальным нормативным правовым актом, надписей, графических рисунков и иных изображений, размещенных на фасадах зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементах, а также афиш, агитационных и (или) иных информационных материалов, размещенных вне специально отведенных для этого мест (за исключением рекламы), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 утверждены Правила благоустройства территории города Перми, устанавливающие общие требования к содержанию территории, объектам и элементам благоустройства, перечень мероприятий по благоустройству, порядок и периодичность их проведения.

В силу пункта 11.1 названных Правил владельцы зданий, строений, сооружений, а также организации, обеспечивающие содержание зданий, строений, сооружений, в установленном порядке должны обеспечивать содержание фасада зданий, строений, сооружений в исправном состоянии, надлежащую эксплуатацию зданий, строений, сооружений, проведение текущего и капитального ремонта.

Согласно пункту 11.2.1 Правил благоустройства территории города Перми запрещается размещать на фасадах зданий, строений, сооружений, включая элементы их декора, конструкции, содержащие информацию или изображения с нарушением требований действующего законодательства, а также размещать частные объявления, афиши, агитационные материалы, крепить растяжки, выполнять надписи, графические рисунки и иные изображения.

При содержании фасада здания, строения, сооружения должны устраняться любые повреждения фасада, включая надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства.

Повреждения строительной части, декоративной отделки и инженерных элементов фасада здания, строения, сооружения, не влияющие на их прочностные характеристики, должны устраняться в течение 6 месяцев с момента обнаружения повреждения, иные повреждения (надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства) должны устраняться в течение 10 рабочих дней с момента обнаружения повреждения (пункт 11.2.3 Правил).

Согласно пункту 11.3.1 Правил фасад здания, строения, сооружения не должен иметь видимых повреждений архитектурно-конструктивных элементов, отделки и инженерных элементов, повреждений рекламных конструкций, вывесок, а также надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 9 Минимальном перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относится также выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов.

Следовательно, содержание фасада является составной частью содержания имущества многоквартирного дома, его надлежащее содержание и своевременную очистку осуществляет управляющая организация многоквартирного дома. Согласно требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, управляющая компания несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе за состояние фасада здания.

Для этого управляющая компания обязана проводить осмотры общего имущества, в том числе фасадов здания, оформлять акты осмотра, доводить результаты осмотра до сведения собственников помещений и предлагать принять меры по содержанию общего имущества (пункты 14, 31 Правил содержания).

Как следует из материалов дела, 20 января 2022 г. в 10 часов 00 минут при проведении начальником отдела благоустройства администрации Ленинского района г. Перми обследования территории Ленинского района г. Перми на фасаде многоквартирного дома № ** по ул. **** установлено наличие графических рисунков, надписей, что послужило основанием для направления ТСН «****», как организации, обеспечивающей содержание данного здания, уведомления о необходимости принять меры с целью устранения нарушения пункта 11.2.1 Правил благоустройства территории города Перми в течение 10 рабочих дней в соответствии с пунктом 11.2.3 названных Правил.

По состоянию на 10 февраля 2022 г. в 10 часов 00 минут выявлено, что ТСН «****» не устранило в установленный срок надписи, графические рисунки, ранее обнаруженные в ходе осмотра фасада здания многоквартирного дома.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ТСН «****» протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по части 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

Привлекая ТСН «ТСЖ «****» к административной ответственности, административная комиссия, а также судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к выводу о доказанности совершения юридическим лицом вмененного ему деяния, с чем следует согласиться.

Факт нарушения ТСН «ТСЖ «****» Правил благоустройства территории города Перми подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проведения обследования территории от 20 января 2022 г.; требованием об устранении нарушений от 24 января 2022 г. № 059-26-01-13/2-31; актом проведения обследования территории от 10 февраля 2022 г.; фотоматериалами; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении от 22 февраля 2022 г. и иными доказательствами. Защитником наличие на фасаде многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Перми графических рисунков, надписей и неустранение их в установленный срок не оспаривается. Требованием об устранении нарушений юридическим лицом было получено 26 января 2022 г., что подтверждается уведомлением о вручении.

Оценка собранным по делу доказательствам дана в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все имеющие для настоящего дела обстоятельства; вопрос о наличии вины ТСН «****» в совершении вменяемого административного правонарушения, исследован.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, которые бы свидетельствовали об отсутствии у ТСН «ТСЖ «****», которое управляет многоквартирным домом № ** по ул. **** г. Перми, уведомленного о наличии на фасаде данного дома графических рисунков, надписей, которое не соответствует требованиям Правил благоустройства территории города Перми, объективной возможности принять меры к соблюдению действующих на территории г. Перми Правил благоустройства территории, а также доказательства, подтверждающие, что юридическим лицом были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований нормативного правового акта органа местного самоуправления, принятого в целях благоустройства территории, в материалах дела отсутствуют. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ТСН «****» в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено.

Вопрос о наличии возможности признания правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности исследован судьей городского суда в ходе рассмотрения дела по существу, и с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела обоснованно отклонен.

Административное наказание ТСН «****» назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Изменяя постановление административной комиссии и снижая размер назначенного административного штрафа до 15000 рублей, судья районного суда исходил из того, что ТСН «****» относится к социально ориентированным коммерческим организациям, в связи с чем применил положения статьи 4.1.2 КоАП РФ.

С указанным суждением судьи районного суда согласиться нельзя.

Как следует из части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица (часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ).

Поскольку ТСН «****» не является, вопреки выводу судьи районного суда, лицом, включенным в муниципальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, либо в государственный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций Пермского края - получателей государственной поддержки, положения статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении наказания к нему не применимы.

Вместе с тем, согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Поскольку отмена вынесенного судьей районного суда решения ухудшит положение лица, привлекаемого к административной ответственности, поэтому в силу статьи 30.7 КоАП РФ оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26 апреля 2022 г., вынесенное в отношении товарищества собственников недвижимости «****» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии Ленинского района города Перми К. - без удовлетворения.

Судья – подпись