ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-573/17 от 15.01.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Фимушкин П.Е. дело № 72-7/2018

Р Е Ш Е Н И Е

15 января 2018 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу исполняющей обязанности директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Чехова муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области ФИО1 на решение судьи Холмского городского суда от 07 ноября 2017 года по делу о привлечении муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Чехова муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области к административной ответственности по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением временно исполняющего обязанности начальника ОГИБДД ОМВД России по Холмскому городскому округу ФИО2 от 16 сентября 2017 года муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Чехова муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области (далее МАОУ СОШ села Чехова) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Указанное постановление исполняющая обязанности директора МАОУ СОШ села Чехова ФИО1 обжаловала в суд.

Решением судьи Холмского городского суда от 07 ноября 2017 года постановление от 16 сентября 2017 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, исполняющая обязанности директора МАОУ СОШ села Чехова ФИО1 просит об отмене решения судьи и оставленного им без изменения постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Считает, что названное учреждение не является субъектом административного правонарушения, поскольку не осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов. Обращает внимание на то, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом не указано событие административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, а также дополнившую ее указанием на неопределенность вмененного правонарушения, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 31 августа 2017 года МАОУ СОШ села Чехова в нарушение статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) и пункта 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 287 (далее Приказ № 287), осуществляло перевозку учащихся принадлежащим образовательному учреждению автобусом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемым к работникам.

Статьей 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с указанной нормой Министерством транспорта Российской Федерации утверждены Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 287 (далее Приказ № 287).

В пункте 16.3 Приказа № 287 закреплено, что к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Судом установлено, что механик ФИО4, являясь ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения лицом в МАОУ СОШ села Чехова, имеет среднее техническое образование по специальности «Технология лесозаготовок», тогда как для занятия указанной должности ему необходимо наличие высшего образования.

Несоответствие ФИО4 установленным для занимаемой им должности механика требованиям об уровне образования подтверждено материалами дела, не оспаривается МАОУ СОШ села Чехова и явилось основанием для расторжения с ФИО4 трудового договора.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что МАОУ СОШ села Чехова осуществляет уставную деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств для перевозки детей, нарушая профессиональные требования, предъявляемые к работнику, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, то есть является субъектом вмененного ему правонарушения, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МАОУ СОШ села Чехова состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

То обстоятельство, что деятельность образовательного учреждения не связана непосредственно с осуществлением перевозок пассажиров, груза и багажа автомобильным транспортом, правового значения для данного состава не имеет.

Событие административного правонарушения по данному делу судом установлено и является определенным.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел.

Вместе с тем усматриваются основания для изменения решения и постановления по делу в части назначенного МАОУ СОШ села Чехова наказания.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, незамедлительным устранением выявленного в результате проверки нарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также с учетом того, что МАОУ СОШ села Чехова является некоммерческой организацией и не создано для извлечения прибыли, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, нахожу возможным применить часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизить размер, подлежащего взысканию с МАОУ СОШ села Чехова административного штрафа с 100 000 рублей до 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

постановление временно исполняющего обязанности начальника ОГИБДД ОМВД России по Холмскому городскому округу ФИО2 от 16 сентября 2017 года и решение судьи Холмского городского суда от 07 ноября 2017 года изменить, назначенное муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Чехова муниципального образования «Холмский городской округ» <адрес> административное наказание по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа снизить с 100 000 рублей до 50 000 рублей.

В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, а жалобу исполняющей обязанности директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Чехова муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В.