ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-57/2022 от 19.04.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Андреева Т.Б. УИД 65RS0010-01-2021-001421-66

дело №72-57/2022

Р Е Ш Е Н И Е

19 апреля 2022 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ННК-Сахалинморнефтегаз» - Подгаецкого Е.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Сахалинской области, первого заместителя директора Государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» от 11 октября 2021 года №23-АК/21 по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 11 октября 2021 года и решение судьи Охинского городского суда Сахалинской области от 24 декабря 2021 года,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Сахалинской области, первого заместителя директора Государственного казенного учреждения (далее – ГКУ) «Сахалинские лесничества» от 11 октября 2021 года №23-АК/21 юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере Ф.И.О.6.

Должностным лицом, вынесшим постановление по настоящему делу, 11 октября 2021 года в порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Обществу внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

01 ноября 2021 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об изменении фирменного наименования Общества на общество с ограниченной ответственностью «ННК-Сахалинморнефтегаз» (далее – ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз», Общество).

Решением судьи Охинского городского суда Сахалинской области от 24 декабря 2021 года вышеназванные постановление и представление оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз» - Подгаецкий Е.А. просит постановление, представление должностного лица административного органа и решение судьи отменить, приводя доводы об их незаконности.

В судебное заседание законный представитель ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз» и защитник не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон №33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Закона №33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых относятся государственные природные заказники.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Закона №33-ФЗ).

Согласно требованиям пунктов 1 и 3 статьи 24 Закона №33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам; особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Положением о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Тундровый» (далее – Заказник), утвержденным постановлением администрации Сахалинской области от 08 октября 2009 года №320-па (далее – Положение), закреплено, что указанный заказник расположен на землях лесного фонда Охинского лесничества ГКУ «Сахалинские лесничества»: в кварталах 285 - 371 Рыбновского участкового лесничества площадью 109288 га; в кварталах 150, 156 - 324, 327 (часть), 328 - 333, 339 (часть), 340 (часть), 341 - 345, 347 (часть), 348 (часть), 353 - 355, 366 (часть), 367 (часть), 368 (часть), 369 - 371, 421 Северного участкового лесничества площадью 80607 га.

Согласно пункту 5.1 Положения на всей территории Заказника запрещается деятельность, противоречащая целям и задачам создания Заказника, причиняющая вред природным комплексам и их компонентам, расположенным на территории Заказника, нарушающая экологический баланс территории, препятствующая сохранению, восстановлению природных комплексов и их компонентов.

Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Из материалов дела следует, что должностными лицами Охинского лесничества - филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» на основании приказа директора ГКУ «Сахалинские лесничества» от 13 июля 2021 года №163/и проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование особо охраняемых природных территорий регионального значения.

15 июля 2021 года в 10 часов 52 минуты в ходе осмотра установлено, что в квартале 336 выдела 34 Рыбновского часть 1 участкового лесничества Охинского лесничества на территории государственного природного биологического заказника регионального значения «Тундровый», расположенного на территории муниципального образования Охинский городской округ Сахалинской области, в районе географических координат 52°21’31.6” северной широты 142°03’08.4” восточной долготы, 68 м 335° на северо-запад от вертолетной площадки, расположенной на 8 блокпосту магистрального нефтепровода «Оха-Комсомольск-на-Амуре» в 405 м от слияния реки Малый Вагис и притоки Полноводная на площади 0,03 га, обнаружен «котлован» с нефтесодержащими продуктами – полиэтиленовые мешки с нефтесодержащей жидкостью, частично поврежденные. Дно «котлована» не закрыто изоляционным материалом, почва загрязнена нефтепродуктами, в связи с чем, допущены нарушения требований пункта 5.1 Положения о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Тундровый», утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 08 октября 2008 года №320-па.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз» протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности на основании статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесения представления 11 октября 2021 года в порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Проверив законность постановления должностного лица административного органа судья городского суда, посчитав обстоятельства совершенного правонарушения установленными и подтвержденными материалами дела, а вину Общества – доказанной, оставил указанное постановление, а также представление без изменения.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2). Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи (часть 3).

Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в действие 06 апреля 2022 года, статья 2.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 4 следующего содержания: юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Статья 54 Конституции Российской Федерации гарантирует, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Таким образом, из системного толкования части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также разъяснений, содержащихся в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что после принятия закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, неисполненное (полностью или в части) к моменту устранения ответственности постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что по факту выявленных в рамках настоящего дела нарушений, в отношении должностного лица – заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды Общества Ф.И.О.3 составлено два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 8.31 и статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые должностным лицом административного органа объединены в одно производство, Ф.И.О.3 привлечен к административной ответственности и подвергнут административному наказанию с применением части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением руководителя структурного подразделения агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 10 ноября 2021 года №358-ПВ.

Из материалов дела следует, что юридическим лицом ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз» были приняты меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно предусмотрена в штате Общества должность заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды, на которую приказом от 29 мая 2018 года №528 назначен Ф.И.О.4, в должностные обязанности которого включены функции по организации и контролю проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, мониторинга (пункт 3.1.23), а также руководство управлением промышленной безопасности и охраны труда, отделом охраны окружающей среды (пункт 3.4).

Доказательств тому, что обжалуемое постановление должностного лица административного органа исполнено, материалы дела не содержат и таковых при рассмотрении настоящей жалобы не представлено.

При таких обстоятельствах, в данной ситуации подлежит применению положение части 4 статьи 2.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда, вынесенные в отношении ООО «ННК-Сахалинморнефтегаз», подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, представление должностного лица от 11 октября 2021 года также подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Сахалинской области, первого заместителя директора Государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» от 11 октября 2021 года №23-АК/21 по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 11 октября 2021 года и решение судьи Охинского городского суда Сахалинской области от 24 декабря 2021 года, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с нормами статьей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование по делу об административном правонарушении возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая.