ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-611/2021 от 29.06.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 72-611/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2021 года жалобу защитника АО«Богословское рудоуправление» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ф от 22 декабря 2020 года № 1160-2020 и решение судьи Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 20 апреля 2021 года № 12-33/2021, вынесенные в отношении АО«Богословское рудоуправление» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением должностного лица АО «Богословское рудоуправление» (далее АО «БРУ») назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за несвоевременное выполнение обязанности по рекультивации земель при осуществлении строительных или иных работ на лесном участке, переданном в пользование по договору аренды.

По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи городского суда оставлено без изменения.

В жалобе защитник юридического лица ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу решения подлежащим отмене.

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, по договору аренды лесного участка от 07 марта 2017 года № 18/17-з ОА «БРУ» приняло во временное пользование на 2 года, до 29 марта 2019 года лесной участок площадью 0,88 га, расположенный в Свердловской области городском округе Краснотурьинск, ГКУ «Карпинское лесничество» кварталы, 18 (часть выдела 2), 30 (часть выделаов,7.8.51), 31 (часть выделов 1.2) для строительства водопровода.

По проекту освоения лесов в целях строительства водовода необходимо провести подготовительные и основные работы, окончанием которых являлась рекультивация земель лесного участка. Срок ее проведения по договору установлен не позднее 29 марта 2019 года.

Основанием для привлечения АО «БРУ» к административной ответственности по данной статье явилось несвоевременное выполнение обязанности по рекультивации земель лесного участка после завершения строительства водопровода, сдача рекультивированных земель осуществлена 01 августа 2020 года, то есть на 1,5 позднее установленного в договоре срока.

По данному факту должностным лицом Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено постановление о назначении наказания, оставленное без изменения судьей районного суда.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 указанного Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет один год.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Согласно части 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

Пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 26 Правил арендаторы земельных участков, обязаны обеспечить приступить к рекультивации земель в срок, установленный договором, на основании которого используется земельный участок. Срок проведения работ по рекультивации земель, определяется проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель (п. 28 Правил).

Согласно обжалуемым актам обстоятельства вменяемого АО «БРУ» административного правонарушения (касающиеся несвоевременного исполнения обязанности по проведению рекультивации земель лесного участка) свидетельствуют о невыполнении в установленный срок предусмотренной нормативным правовым актом обязанности.

Данное деяние по своему характеру не относится к категории длящихся.

В связи с этим годичный срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое названному лицу деяние следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, то есть со дня, следующего за последним днем установленного срока исполнения обязанности, а не с момента его обнаружения.

Как следует из материалов дела, рекультивация земель лесного участка должна была быть выполнена в срок не позднее 29 марта 2019 года, следовательно, постановление от 22 декабря 2020 года о привлечении АО «БРУ» к административной ответственности вынесено должностным лицом Росприроднадзора по истечении срока, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сведений, указывающих на приостановление срока давности привлечения АО «БРУ» к административной ответственности в порядке части 5 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.

Кроме того, из переписки (л.д. 62-66) следует об осведомленности Росприроднадзора об истечении установленного договором срока выполнения рекультивации земель лесного участка.

При пересмотре постановления должностного лица Росприроднадзора данное обстоятельство оставлено судебной инстанцией без правовой оценки.

Вывод судебной инстанции о длящемся характере административного правонарушения нельзя признать обоснованным.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 22 декабря 2020 года № 1160-2020 и решение судьи Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 20 апреля 2021 года № 12-33/2021, вынесенные в отношении АО«Богословское рудоуправление» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене.

Производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения названного лица к административной ответственности.

Кроме того, следует отметить нарушение подсудности рассмотрения дела, поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении, на которое был вызван защитник (законный представитель) АО «БРУ» проводилось по адресу: <...>, каб. 106, то есть на территории Центрального районного суда г. Челябинска.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 22 декабря 2020 года № 1160-2020 и решение судьи Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 20 апреля 2021 года № 12-33/2021, вынесенные в отношении АО«Богословское рудоуправление» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Н.В. Краснова