72-658/2022
УИД: 66RS0001-01-2021-012244-59
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2022 года жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 01 декабря 2021 года № 066/04/9.21-3528/2021 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 марта 2022 года № 12-102/2022, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,
установила:
обжалуемым постановлением ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за осуществление должностных обязанностей ненадлежащим образом, выразившиеся в отсутствии контроля за соблюдением срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям от 27декабря 2004 года № 861 и заключенным договором с З.
По результатам рассмотрения жалобы решением судьи районного суда постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по делу за отсутствием в его действиях состава правонарушения, поскольку он не является субъектом административной ответственности.
Проверив материалы дела и доводов жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861).
Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В соответствии с абзацем четвертым п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Пункт 3 Правил определяет обязанности сетевой организации, направленные на обеспечение мероприятий по технологическому присоединению.
Пункт 7 Правил устанавливает процедуру технологического присоединения, предусматривающую, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, и составление акта об осуществлении технологического присоединения по установленной форме.
Наличие надлежащего технологического присоединения является условием (предпосылкой) для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии).
На сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно материалам дела, 15 сентября 2020 года между З. и ОАО «МРСК Урала» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 5500021309, выданы технические условия, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению - до 15 марта 2021 года. В последующем 16 апреля 2021 года подписано дополнительное соглашение о переносе сроков подключения до 12 мая 2021 года, которое также не исполнено. На момент обращения З. 16 июня 2021 года в антимонопольный орган технологического присоединения к электрическим сетям не выполнено.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1, на которого в соответствии с п. 4.7.8 должностной инструкции заместителя директора по реализации услуг филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» возложена обязанность по контролю своевременного исполнения мероприятий по процедуре технологического присоединения (далее – ТП) в соответствии с договором ТП в рамках компетенций.
Фактические обстоятельства дела подтверждены достаточной совокупностью доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении, приказом о приеме работника на работу приказом о приеме ФИО1 на должность заместителя директора по реализации услуг от 16 июля 2019 года, обращением З. в антимонопольный орган, дополнительным соглашением № 1 от 16 апреля 2021 года о переносе сроков, техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от 11 сентября 2020 года, решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 ноября 2021 года о привлечении юридического лица по аналогичным обстоятельствам.
Таким образом, действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ФИО1 является надлежащим субъектом административной ответственности и привлечен, как должностное лицо ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» - субъекта естественной монополии по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
С учетом требований ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1, как заместитель директора по реализации услуг, имея возможность осуществления контроля за технологическим присоединением к электрическим сетям в срок установленный договором и Правилами № 861, не принял к этому исчерпывающих мер.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 «О защите конкуренции», Правил № 861 должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о наличии в действиях ФИО1 признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы о недоказанности наличия в действиях ФИО1 состава вмененного правонарушения являлись предметом рассмотрения судьи районного суда и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, должным образом мотивированы.
Наказание ФИО1 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанного закона, с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушен.
Пересмотр постановления судьей районного суда осуществлен в соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела допущено не было.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 01 декабря 2021 года № 066/04/9.21-3528/2021 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 марта 2022 года № 12-102/2022, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Ю.А. Филиппова