ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-677/2023 от 16.08.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 72-677/2023

УИД: 66RS0051-01-2023-001135-19

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2023 года жалобу должностного лица, вынесшего постановление, - Д. на решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 23 июня 2023 года № 12-47/2023, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «НАСИБ» (далее – ООО «НАСИБ», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением начальника ОНД и ПР Серовского ГО, Сосьвинского ГО, Гаринского ГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 4 мая 2023 года № 39 за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима ООО «НАСИБ» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Обжалуемым решением судьи районного суда постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «НАСИБ» прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств на основании, которых было вынесено постановление.

В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, - Д. ставит вопрос об отмене постановления судьи, настаивая на том, что ООО «НАСИБ» является субъектом административной ответственности, его виновность в совершении административного правонарушения доказана собранной совокупностью доказательств.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, если оно совершено в условиях особого противопожарного режима, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

В силу ст. 20 названного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.

Статья 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ предусматривает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Одновременно с этим устанавливает нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

При этом к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ).

Постановлением Правительства Свердловской области от 06 апреля 2023 года № 248-ПП «Об установлении особого противопожарного режима на территории Свердловской области» с 15 апреля 2023 года на территории Свердловской области установлен особый противопожарный режим.

Как усматривается из материалов дела, 28 апреля 2023 года в результате проведения Серовской городской прокуратурой проверки соблюдения ООО «НАСИБ» требований пожарной безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности в сфере лесообработки на объекте, расположенном по адресу: Свердловская область, п.г.т. Сосьва, ул. В. Романова, д. 149б, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- отсутствуют источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (нарушение ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п. 4.1 СП 8.13130.2020, п. 12.1 СНиП 21-03-2003 «Склады лесных материалов»);

- не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (нарушение п. 2 Правил противопожарного режима № 1479);

- не представлен приказ о назначении ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты (нарушение п. 4 Правил противопожарного режима № 1479);

- не представлен приказ о порядке и сроках обучения лиц, осуществляющих трудовую деятельность в организации мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации (нарушение п. 2 Приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806);

- не представлен журнал учета противопожарных инструктажей лиц, осуществляющих трудовую деятельность в организации (нарушение п. 22 приложения 1 к Приказу МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806);

- не представлены программы противопожарного инструктажа и дополнительных профессиональных программ (п. 3 Правил противопожарного режима № 1479);

- не представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (нарушение п. 60 Правил противопожарного режима № 1479);

- не представлен распорядительный документ, определяющий отведенное место для курения, обозначенное знаком (нарушение п. 11 Правил противопожарного режима № 1479);

- не представлены подтверждающие документы о соблюдении сроков перезарядки первичных средств пожаротушения, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя, а также допускается в помещении котельной эксплуатация огнетушителя без раструба (нарушение п. 60 Правил противопожарного режима № 1479);

- противопожарные расстояния между зданиями и строениями используются для складирования материалов и иных отходов (нарушение п. 65 Правил противопожарного режима № 1479).

По факту нарушения ООО «НАСИБ» требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима Серовским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-11), а должностным лицом – постановление о привлечении общества к административной ответственности.

При рассмотрении жалобы судья районного суда, установив, что собственником земельного участка с кадастровым номером <№> с разрешенным видом использования – коммунально-складское и производственное предприятие IV класса вредности (п.г.т. Сосьва, ул. В. Романова, д. 149б), на котором осуществляется деятельность по лесообработке, является Габибов Р.О. - директор общества, а не само общество, поэтому пришел к выводу об отсутствии доказательств осуществления деятельности по лесообработке ООО «НАСИБ» по адресу: п.г.т. Сосьва, ул. В. Романова, д. 149б, в связи с чем производство по делу прекратил ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Между тем, данное решение судьи районного суда нельзя признать обоснованным.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из законодательства запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу не оговорен, то есть место регистрации юридического лица может не совпадать с местом фактического осуществления деятельности (п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5 от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Местом нахождения ООО «НАСИБ» согласно сведениям из ЕГРЮЛ является г. Екатеринбург ул. Металлургов, д. 87. Основным видом экономической деятельности общества указано ОКВЭД 02.10 лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность.

Частью 6 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что информация в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в ЕГАИС учета древесины информацию, указанную в п. п. 7 - 13 ч. 9 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в электронном виде по формам согласно Приложениям №№ 4 - 8, либо по формам, установленным в соответствии с ч. 8 ст. 50.4, ч. 4 ст. 50.4-2 и ч. 4 ст. 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации, либо в соответствии с ч. 5 ст. 50.4-1 Лесного кодека Российской Федерации с использованием функционала системы учета древесины или специализированного программного обеспечения. Данная информация представляется юридическими лицами.

В ЕГАИС учета древесины также предоставляется информация в сроки, установленные ч. 3 ст. 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации (в отношении информации, указанной в п. п. 7 - 9 ч. 9 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации) или ч. 2 ст. 50.2 Лесного кодекса Российской Федерации (в отношении информации, указанной в п. 10 ч. 9 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации).

Обязанность подавать соответствующую декларацию возложена исключительно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с ч. 9 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации в ЕГАИС древесины и сделок с ней содержится документированная информация:

1) о юридических лицах и их филиалах, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих заготовку древесины; о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях, совершивших сделки с древесиной;

5) о фактическом объеме полученной древесины;

7) о лицах, владеющих на праве собственности или ином законном основании древесиной и местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры;

8) об адресах (местоположении) мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

Таким образом, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма отчетности ЕГАИС предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.

Согласно ЕГАИС, поданной директором ООО «НАСИБ» Габибовым Р.О. (л.д. 84-86) адрес места складирования древесины указан: п.г.т. Сосьва, ул. В. Романова, д. 149б. Наряду с этим, Главой Сосьвинского городского округа представлена информация о том, что ООО «НАСИБ» занимается деревообработкой по адресу: п.г.т. Сосьва, ул. В. Романова, д. 149Б (л.д. 92-93).

Изложенное свидетельствует о допущенных судьей районного суда существенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, принять решение в соответствии с требованиями закона, поскольку им не были учтены надлежащим образом имеющиеся в материалах дела доказательства.

Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, постановление судьи районного суда подлежит безусловной отмене, а дело - возвращению на рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, правильно установить фактические обстоятельства дела, оценить все доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса, выполнить требования ст. 24.1, 26.1 названного Кодекса, и, в зависимости от этого, разрешить вопрос о виновности или невиновности ООО «НАСИБ» в инкриминируемом деянии.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 23 июня 2023 года № 12-47/2023, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «НАСИБ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Ю.А. Филиппова