ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-689/2022 от 01.08.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Селютина С.Л.

Дело № 72-689/2022

59RS0013-01-2022-000123-87

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 01 августа 2022 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя ликвидационной комиссии А. на решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 18.05.2022, постановление заместителя начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Очерский» (дислокация с. Большая Соснова) от 16.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края,

у с т а н о в и л а:

Постановлением заместителя начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Очерский» (дислокация с. Большая Соснова) от 16.02.2022 59 № ГТ170678 аппарат администрации Большесосновского муниципального района признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 18.05.2022, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы председателя ликвидационной комиссии аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края А., вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, председатель ликвидационной комиссии аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края А. просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, указывает на то, что юридическое лицо в момент составления протокола об административном правонарушении находилось на стадии ликвидации, решением Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края от 13.12.2021 № 46 учрежден аппарат администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края. Сведения о надлежащем извещении аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края (ликвидационной комиссией) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении отсутствуют. По имеющимся сведениям должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в день составления данного процессуального документа, находилось в командировке, что является процессуальным нарушением. Водитель Б. 30.12.2021 уволен из аппарата администрации Большесосновского муниципального района, решение о выезде без предварительного медицинского осмотра им принято самостоятельно. Условия проведения предрейсовых медицинских осмотров созданы путем заключения муниципального контракта с ГБУЗ ПК «Большесосновская центральная районная больница им. Колчановой Г.Ф.». Перевозка пассажиров или груза видом деятельности аппарата администрации Большесосновского муниципального района не является, следовательно, могут квалифицированы по ч.ч. 3,5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом, находящимся в командировке.

Заявитель жалобы А., извещенная надлежащим образом, в рассмотрении жалобы участие не принимала.

В судебном заседании в краевом суде защитник Новикова Е.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Новикову Е.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении эксплуатации транспортных средств, указаны в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, в том числе: организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения ( ст. 5 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, помимо прочего, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2021 № 145 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В силу п. 6 Правил в целях недопущения управления транспортным средством с признаками заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, субъект транспортной деятельности обязан организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров, в том числе обеспечивать прохождение предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров в соответствии с Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н.

Вопреки доводам жалобы, соответствующие требования должны выполняться юридическими лицами независимо от того, является ли перевозка одним из видов их деятельности или нет.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием привлечения аппарата администрации Большесосновского муниципального района к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что 12.01.2022 в 14 часов 15 минут, в с. Полозово Большесосновского муниципального округа, данное юридическое лицо допустило к управлению автомобилем ВАЗ -217030 г/н ** водителя Б. в отсутствие предрейсового медицинского осмотра.

Факт правонарушения и вина аппарата администрации Большесосновского муниципального района в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 09.02.2022 № 170678, объяснениями Б., копией свидетельства о регистрации транспортного средства, путевым листом легкового автомобиля № 1 от 12.01.2022.

При вынесении должностным лицом постановления о назначении аппарату администрации Большесосновского муниципального района административного наказания обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.ч.2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, установлены правильно.

Относительно заявленных доводов о том, что аппарат администрации Большесосновского муниципального района на основании решения Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края от 29.12.2021 № 91 «О ликвидации аппарата администрации Большесосновского муниципального района» как юридическое лицо находилось в стадии ликвидации, то нахождение юридического лица в стадии ликвидации, не исключает привлечение его к административной ответственности.

Согласно ч. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанное также предусмотрено п. 1.4 Положения о ликвидационной комиссии аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края № 91 от 29.12.2021 (далее – Положение № 91). Исходя из указанного аппарат администрации Большесосновского муниципального района как юридическое лицо обладал правосубъектностью до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации, следовательно имеет все признаки субъекта административного правонарушения. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 03.06.2022.

В соответствии с п.8.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении является внесение в единый реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Данная норма не предусматривает в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, внесение в единый реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица по иным основаниям, определенным законодательством Российской Федерации.

Между тем, в рассматриваемом случае основанием для внесения в единый реестр юридических лиц записи о ликвидации аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края послужили иные обстоятельства.

Поскольку статья 24.5 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, ликвидация юридического лица по основанию, не указанному в названной статье, не может повлечь прекращение производства по делу.

Относительно доводов о том, что Б. работником аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края по состоянию на 12.01.2022 не являлся со ссылкой на распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора с работником от 21.12.2021, трудовой договор от 01.01.2022, в соответствии с которым Б. принят на должность водителя административно-хозяйственного отдела аппарата администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края с указанной даты, то они не свидетельствуют об отсутствии в действиях аппарата Большесосновского муниципального района Пермского края состава вмененного правонарушения.

Путевой лист легкового автомобиля №1 от 12.01.2022 выдан аппаратом администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, о чем свидетельствуют проставленные на нем штампы. Доводы об отсутствии времени поменять штампы отметки не состоятельны поскольку из представленного в материалы дела свидетельства о регистрации транспортного средства следует, что по состоянию на 12.01.2022 собственником транспортного средства LADA 217030 LADA PRIORA г/н ** являлся именно аппарат администрации Большесосновского муниципального района Пермского края. Сведения о передаче данного имущества в установленном порядке правопреемнику по состоянию на указанную дату отсутствуют. Кроме того, из приложения 2 к муниципальному контракту №3/2022 от 10.01.2022 возмездного оказания услуг (на оказание платных медицинских услуг) по проведению периодических предрейсовых осмотров (обследований) водителей транспортных средств приведен список водителей на проведение предрейсового медицинского осмотра в отношении водителей аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края. Следует отметить, что в своих объяснениях от 12.01.2022 Б. в качестве места работы указал именно аппарат администрации Большесосновского муниципального района.

Относительно доводов о том, что работник самостоятельно принял решение о выезде без проведения предрейсового медицинского осмотра, то данное обстоятельство не влияет на квалификацию совершенного деяния, в том числе, в силу положений п. 1 ст. 20 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ, согласно которому именно на юридическое лицо возложена обязанность по организации проведения обязательного медицинского осмотра водителя транспортного средства.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае не представлены доказательства того, что юридическим лицом были приняты своевременные и достаточные меры, направленные на исключение нарушений при эксплуатации транспортных средств в организации.

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ. Доводы о неизвещении А. как председателя ликвидационной комиссии аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края не свидетельствуют о нарушении права на защиту юридического лица. Как следует из материалов дела, уведомление от 18.01.2022 о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении аппарата администрации Большесосновского муниципального района было адресовано и направлено руководителю аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края А. по адресу местонахождения: ****. Имеется отметка о получении уведомления администрацией Большесосновского муниципального округа в эту же дату. Указанное нарушением не может быть признано нарушением в силу ст.4 Закона Пермского края от 30.04.2021 № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края», в соответствии с которой с 01.08.2021 и до формирования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ на территории Большесосновского муниципального округа Пермского края осуществляет администрация Большесосновского муниципального района; со дня формирования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Большесосновского муниципального района прекращаются. А. на указанный период занимала должность не только председателя ликвидационной комиссии, но и руководителя аппарата администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, который является правопреемником аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, о чем прямо указано в п. 1.10 Положения об аппарате администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, утвержденного решением Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края № 46 от 13.12.2021.

Защитник Новикова Е.В. участвовала в составлении протокола об административном правонарушении на основании доверенности, подписанной А. То есть последней было фактически известно о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Защитником представлялись документы и давались пояснения именно в интересах аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края. О времени и месте рассмотрения дела, исходя из пояснений защитника, Антоновой В.В. также было известно, участие в рассмотрении дела она не принимала в связи с занятостью.

Доводы жалобы о нахождении должностного лица в день составления протокола об административном правонарушении в командировке не состоятельны, поскольку протокол составлен непосредственно 09.02.2022 и с участием защитника.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края допущено не было.

С учетом изложенного основания для отмены как решения судьи районного суда, так и постановления должностного лица отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 18.05.2022, постановление заместителя начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Очерский» (дислокация с. Большая Соснова) от 16.02.2022 оставить безизменения, жалобу председателя ликвидационной комиссии аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края А. – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись