УИД: 0
дело № 72-710/2023
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2023 года жалобу защитника Лагунова Н.В. на постановление административной комиссии Верх-Исетского района муниципального образования «город Екатеринбург» от 21 марта 2023 года № 23.03.0179.2 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24 июля 2023 года № 12-490/2023, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕГЭбург» (далее - ООО «ЕГЭбург») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ),
установил:
обжалуемым постановлением коллегиального органа, оставленным без изменения решением судьи районного суда, ООО «ЕГЭбург» за самовольное размещение объявлений, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе защитник Лагунов Н.В. просит постановление административной комиссии и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Лагунова Н.В., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ самовольное размещение объявлений, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 10 000 до 15 000 рублей.
Согласно пп. 14 п. 7 Правил благоустройства в границах муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2012 года № 29/61, в границах муниципального образования «город Екатеринбург» запрещается самовольное размещение объявлений, в том числе коммерческого характера, вне мест, специально отведенных для этого правовыми актами администрации г. Екатеринбурга.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 11 августа 2008 года № 3300 «Об определении мест, отведенных для размещения гражданами объявлений» (далее - постановление Главы Екатеринбурга от 11 августа 2008 года № 3300) установлено, что на территории муниципального образования «город Екатеринбург» местами, специально отведенными для размещения объявлений, являются информационные щиты (стенды), доски объявлений, информационные и афишные тумбы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного 27 января 2023 года в 10 часов 6 минут инспектором муниципального казенного учреждения «Служба заказчика Верх-Исетского района г. Екатеринбурга» обследования территории выявлено допущенное ООО «ЕГЭбург» самовольное размещение на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, то есть вне места, специально отведенного постановлением Главы Екатеринбурга от 11 августа 2008 года № 3300, объявления, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, следующего содержания: «ЕГЭбург Учебные аудитории для 5-11 классов +7(343) 363-01-53 egeburg.ru», о чем составлен акт обследования (л.д. 32).
По факту выявленного нарушения начальником отдела по физической культуре, спорту, образованию и молодежной политики администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга 16 февраля 2023 года в отношении ООО «ЕГЭбург» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ (л.д. 67-68), а административной комиссией Верх-Исетского района г. Екатеринбурга - вынесено постановление от 21 марта 2023 года № 23.03.0179.2 о назначении юридическому лицу административного наказания (л.д. 94-96).
Оставляя постановление коллегиального органа без изменения, судья районного суда пришел к выводу о том, что вина ООО «ЕГЭбург» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ, подтверждена собранными доказательствами.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вместе с тем состоявшиеся по делу решения приведенным требованиям закона не соответствуют.
Из представленных в материалы дела фотографий следует, что спорная конструкция представляет собой баннерную ткань, прикрепленную к стене многоквартирного дома, на которой нанесена информация следующего содержания: «ЕГЭбург Учебные аудитории для 5-11 классов +7(343) 363-01-53 egeburg.ru», не позволяющего сделать вывод о связи этой информации с осуществлением ООО «ЕГЭбург» предпринимательской деятельности.
Рассматриваемая информация не содержит в себе необходимой совокупности признаков рекламы, указанных в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», поскольку в ней отсутствует объект рекламирования, и, соответственно, она не может быть направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке.
Учитывая положения п. 5 и 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», его действие не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, а также на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Соответственно, решение вопроса о том, относится ли размещенная ООО «ЕГЭбург» конструкция к вывескам и указателям, не содержащим сведений рекламного характера, либо к объявлениям юридического лица, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, зависит от объема и характера информации, размещенной на этой конструкции.
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Под вывеской понимается информационное средство при входе в помещение, занимаемое предприятием, которое имеет своей целью извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении владельца вывески и (или) обозначении места входа. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица или индивидуального предпринимателя как указателя его местонахождения или обозначение места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота и не является рекламой (п. 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).
Вместе с тем на конструкции, размещенной ООО «ЕГЭбург», отсутствуют какие-либо сведения о наименовании продавца товара или исполнителе работ, услуг, месте нахождения объекта, о режиме работы, в связи с чем спорная конструкция не является вывеской, поскольку на ней не содержится всех необходимых сведений, предусмотренных ст. 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Аналогичный правовой подход сформулирован в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2022 года № 307-ЭС22-4127.
В силу п. 104-1 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2012 года № 29/61, требования к содержанию отдельных конструктивных элементов фасадов, а также требования к дополнительному оборудованию, дополнительным элементам и устройствам, размещаемым на фасадах зданий, устанавливаются нормативным правовым актом, издаваемым администрацией г. Екатеринбурга.
Постановлением администрации г. Екатеринбурга от 2 декабря 2015 года № 3517 утверждены Требования к содержанию отдельных конструктивных элементов фасадов, к дополнительному оборудованию, дополнительным элементам и устройствам, размещаемым на фасадах зданий, строений, сооружений (далее - Требования к содержанию фасадов).
Названные Требования предъявляются к содержанию отдельных конструктивных элементов фасадов зданий, строений, сооружений, а также к дополнительному оборудованию, дополнительным элементам и устройствам, размещаемым на фасадах зданий, строений, сооружений, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Согласно п. 2 Требований к содержанию фасадов для целей их применения используются следующие понятия:
- вывеска - размещаемый на фасаде здания, строения, сооружения объект, который содержит информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, органах государственной власти или местного самоуправления, а также сведения, доведение которых до потребителя является обязательным в соответствии с федеральным законодательством;
- дополнительные элементы и устройства - вывески, информационные указатели, мемориальные доски, флагштоки и иное подобное оборудование;
- информационный указатель - размещаемый на фасаде здания, строения, сооружения объект, который содержит информацию о наименованиях улиц, площадей, административно-территориальных единиц, номерах объектов адресации, направлении движения и расстоянии до места нахождения каких-либо объектов;
- конструктивные элементы фасада - внешняя поверхность стен, входы в здание, строение, сооружение (входные группы), окна, витрины, маркизы, балконы и лоджии, эркеры, иные элементы, размещение которых на фасаде предусмотрено архитектурным решением;
- самовольное переоборудование или изменение внешнего вида фасада либо его элементов - переоборудование или изменение внешнего вида фасада здания, строения, сооружения либо его конструктивных элементов, произведенное при отсутствии согласованного в установленном порядке паспорта фасадов или без внесения соответствующих изменений в паспорт фасадов.
Согласно пп. 1 п. 4 Требований к содержанию фасадов при содержании фасадов зданий, строений, сооружений, в том числе их отдельных конструктивных элементов, дополнительного оборудования, дополнительных элементов и устройств запрещается самовольное переоборудование или изменение внешнего вида фасада либо его элементов, в том числе использование при отделке фасадов (отдельных конструктивных элементов фасадов) сайдинга, профилированного металлического листа (за исключением зданий, строений, сооружений, расположенных на территориях промышленных предприятий), асбестоцементных листов, самоклеящейся пленки, баннерной ткани.
Наличие у ООО «ЕГЭбург» договоров аренды помещений и площади на фасаде многоквартирного дома, а также содержание информации на баннерной ткани не позволяет сделать вывод о том, что данная конструкция является вывеской, информационным указателем, либо объявлением в контексте применения ст. 14 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ, а обладает признаками дополнительного элемента и устройства фасада.
Действия по размещению дополнительного элемента, выполненного из баннерной ткани, на фасаде здания не охватываются диспозицией ст. 14 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В свою очередь каких-либо бесспорных доказательств размещения ООО «ЕГЭбург» объявления, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, в контексте применения ст. 14 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ, административным органом представлено не было, а имеющиеся по делу неустранимые сомнения подлежат толкованию в пользу привлекаемого к ответственности лица.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление коллегиального органа и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии Верх-Исетского района муниципального образования «город Екатеринбург» от 21 марта 2023 года № 23.03.0179.2 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24 июля 2023 года № 12-490/2023, вынесенные в отношении ООО «ЕГЭбург» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда И.О. Григорьев