ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-712/2022 от 05.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Ярославцева К.В.

Дело № 72-712/2022

УИД 59RS0043-01-2022-000339-80

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 05 сентября 2022 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Кошелева Юрия Николаевича на решение судьи Чердынского районного суда Пермского края от 15.06.2022, постановление врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Чердынскому городскому округу от 25.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л а:

Постановлением врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Чердынскому городскому округу №18810359220330000275 от 25.05.2022 Кошелев Ю.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Чердынского районного суда Пермского края от 15.06.2022, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Кошелева Ю.Н., указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба -без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Кошелев Ю.Н. просит об отмене постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи районного суда, прекращении производства по делу об административном правонарушении, не согласившись с отнесением мотоблока к транспортным средством, для управления которым необходимо иметь водительское удостоверение. Мотоблок не относится к самоходным машинам, не подлежит регистрации.

В судебном заседании в краевом суде Кошелев Ю.Н., извещенный надлежаще, участия не принимал.

Изучив доводы жалобы, допросив в качестве специалиста К., исследовав материалы дела об административном правонарушении с учетом положений ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья краевого суда приходит следующему.

В соответствии с ч.1 ст.12.7 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно п.2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Совокупность доказательств по делу об административном правонарушении подтверждают факт, что 21.05.2022 в 16 часов 224 минуты на ул. Ленина п. Рябинино Чердынского городского округа, в районе дома №26 Кошелев Ю.Н. управлял самоходным транспортным средством – мотоблоком FORZA-М80 с тележкой прицепной FORZA-4М без государственного регистрационного знака, приводимым в движение двигателем внутреннего сгорания объемом 196 куб.м, с прицепным устройством, имеющее место оператора, находясь на котором, воздействовал на органы управления самоходного транспортного средства, не имея управления указанным транспортным средством в нарушение требований п.2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ и виновность Кошелева Ю.Н. в его совершении, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21.05.2022, которым зафиксировано событие административного правонарушения, протоколом от 21.05.2022 об отстранении от управления транспортным средством, протоколом от 21.05.2021 о задержании транспортного средства, фотографиями транспортного средства, на которых зафиксировано самоходное средство, модель и номер двигателя, рабочее место оператора, заключением заместителя начальника Инспекции государственного технического надзора Пермского края, начальника отдела гостехнадзора К., из которого следует, что транспортное средство, которым управлял Кошелев Ю.Н., является самоходным транспортным средством, сконструированным из мотоблока и прикрепленным к нему одноосным прицепом, имеющим рабочее место оператора, подлежащим регистрации в органах Гостехнадзора России и право управления которым подтверждает удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) категории А1 – внедорожные мототранспортные средства. и иными собранными по делу доказательствами, всесторонняя, полная и объективная оценка которым дана должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Оснований для переоценки установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств судья краевого суда не усматривает, как и оснований не доверять приведенным доказательствам. Изложенные в них фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения, они составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, по факту выявления совершения административного правонарушения, порядок их составления соблюден, они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст.26.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст.25.8 КоАП РФ в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Обстоятельства совершения Кошелевым Ю.Н. административного правонарушения также подтверждаются показаниями допрошенного при рассмотрении жалобы судьей краевого суда в качестве специалиста К. – начальника отдела гостехнадзора, заместителя начальника Инспекции государственного технического надзора Пермского края, пояснившего, что Кошелев Ю.Н. управлял самодельным самоходным транспортным средством, сконструированным из мотоблока и прикрепленным к нему одноосным прицепом, имеющим рабочее место оператора и подлежащим регистрации в органах Гостехнадзора Российской Федерации, право управления которым должно подтверждаться удостоверением машиниста (тракториста).

Доводы жалобы о том, что мотоблок не может быть отнесен к самоходным машинам, не принимаются.

На основании п.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, ст.2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством); транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

В соответствии с примечания к ст.12.1 КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии № 25 от 12.02.2019 «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» содержится понятие мотоблока (мотокультиватора), который представляет собой устройство с возможностью крепления навесного и (или) прицепного оборудования, управляемое рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания, конструктивные особенности которого предусматривают возможность установки на ведущую ось рабочих органов (фрез) для обработки почвы или колес, имеющее тягово-сцепное устройство, и (или) приспособления для крепления навесного оборудования, и шкив или вал отбора мощности, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 и 6 классифицируется в субпозиции 8701 10 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

В соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80, к субпозиции 8701 10 000 0 (Код ТН ВЭД) относятся тракторы одноосные.

Согласно п.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1507 от 21.09.2020 утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, в соответствии с п.1 которых настоящие Правила определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (далее - техника), - здесь и далее все нормы приводятся в редакциях, действовавших в юридически значимый период.

На основании п.2 Правил № 1507 от 21.09.2020 государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.

Государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (п.3 Правил № 1507 от 21.09.2020).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 796 от 12.07.1999 утверждены Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), согласно п. 2 которых под самоходными машинами понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Пунктом 1 Правил № 796 от 12.07.1999 предусмотрено, что они устанавливают порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

В соответствии с Инструкцией о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста - машиниста (тракториста)», утвержденной Приказом Минсельхозпрода России № 807 от 29.11.1999, под самоходными машинами, на управление которым необходимо получение удостоверения тракториста-машиниста, понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожностроительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам (п.3 Инструкции).

Исходя из понятия, сформулированного в примечании к ст.12.1 КоАП РФ, применительно к другим статьям главы 12 КоАП РФ, Кошелев Ю.Н. управлял самодельным самоходным транспортным средством, подлежащим регистрации в органах Гостехнадзора России, право управления которым подтверждает удостоверение тракториста-машиниста.

Таким образом, доводы жалобы, направленные на то, что Кошелев Ю.Н. не является субъектом, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, являются несостоятельными.

Представленное в дело удостоверение тракториста-машиниста третьего класса, выданное 01.10.1975, не свидетельствует о наличии у Кошелева Ю.Н. соответствующего права с учетом положений п. 42 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 № 796, о сроке действия и порядке замены удостоверений на право управления самоходными машинами.

Должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности Кошелева Ю.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, его действия квалифицированы верно.

Вопреки доводам жалобы, требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы по существу основаны на ошибочном толковании закона, сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судьи районного суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Доводов, влекущих отмену обжалуемых актов жалоба привлекаемого лица не содержит и данных оснований не установлено судьей краевого суда.

Административное наказание назначено Кошелеву Ю.Н. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.12.7 КоАП РФ.

Постановление о привлечении КоАП РФ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Кошелева Ю.Н. допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Чердынскому городскому округу от 25.05.2022, решение судьи Чердынского районного суда Пермского края от 15.06.2022 оставить без изменения, жалобу Кошелева Ю.Н. - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись