ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-73/2016 от 31.03.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Ю.В.Абикова дело № 72-73/2016

Р Е Ш Е Н И Е

31 марта 2016 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу М.Г.В. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 16 ноября 2015 года по делу о привлечении его к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением временно исполняющего обязанности руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области от 04 сентября 2015 года министр <данные изъяты>М.Г.В. привлечен к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Указанное постановление М.Г.В. обжаловал в суд.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 16 ноября 2015 года названное постановление оставлено без изменения.

На решение судьи М.Г.В. принесена жалоба с просьбой об его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку установленные значения показателей результативности использование субсидии не является условием предоставления субсидии и, следовательно, недостижение установленных показателей не является нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника М.Г.В.К.А.Н., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области Л.А.А., возражавшую против ее удовлетворения, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 480 утверждена Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (далее – Федеральная целевая программа) вместе с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (Приложение № 7(1)) (далее – Правила).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2013 года № 1128 названная целевая программа изменена на Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

В целях реализации Федеральной целевой программы 5 марта 2013 года между Министерством регионального развития Российской Федерации и Правительством Сахалинской области заключено Соглашение о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий Федеральной целевой программы (подпрограммы) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья в период до 2013 года», указанных в Приложениях № 1, № 4 к настоящему Соглашению в размере 558231300 рублей на осуществление мероприятий по реконструкции системы водоснабжения в <адрес> и реконструкции системы теплоснабжения в <адрес>.

Согласно условиям заключенного Соглашения субъект Российской Федерации принял на себя обязательства обеспечить выполнение условий настоящего Соглашения (пункт 1.1): обеспечить контроль за ходом реализации Программы, исполнение условий предоставления Субсидии, а также целевое, адресное и эффективное использование, достижение результатов показателей результативности предоставления Субсидии, соответствие значений показателей, устанавливаемых региональными (муниципальными) программами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления Субсидии, установленным настоящим Соглашением (пункт 3.1.12).

Приложением к Соглашению значение показателей результативности предоставления Субсидии в 2013 году по объекту строительства «Реконструкция систем водоснабжения в <адрес>» установлено в размере 91,6 %, по объекту строительства «Реконструкция системы теплоснабжения в <адрес>» - 100 %.

Как следует из материалов дела, в период с 4 июня по 24 июня 2015 года на основании приказа Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области от 02 июня 2015 года сотрудниками управления проведена плановая выездная проверка <данные изъяты>, являющегося получателем Субсидии и ее распорядителем, по вопросу использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию Федеральной целевой программы в 2014 году.

В проверяемом периоде реализация программы осуществлялась за счет неиспользованных остатков средств 2013 года, который числился по состоянию на 1 января 2014 года в сумме 422494,130 тыс. руб., из них:

в <данные изъяты> в сумме 394314,295 тыс.руб.;

в финансовом управлении <данные изъяты> в сумме 28179,835 тыс.руб.

Письмом от 24 января 2014 года <данные изъяты> заявило о потребности в использовании в 2014 году остатков межбюджетного трансферта 2013 года в размере 422494,130 тыс.руб. в связи с необходимостью завершения работ на объектах «Реконструкция системы водоснабжения в <адрес>» (159440,329 тыс.руб.) и «Реконструкция системы теплоснабжения в <адрес>» (263053,801 тыс.руб.). При этом <данные изъяты> гарантировало увеличение темпов строительства и освоение средств.

Минстрой России уведомлением по расчетам между бюджетами от 27 марта 2014 года подтвердил предоставление бюджету Сахалинской области межбюджетного трансферта и платежным поручением от 9 апреля 2015 года произвел возврат средств в сумме 422494,130 тыс.руб. для их использования в 2014 году.

Иные средства федерального бюджета по Программе по вышеуказанным объектам в субъект Российской Федерации в 2014 году не поступали.

Вместе с тем, уровень технической готовности объекта «Реконструкция системы теплоснабжения в <адрес>» по состоянию на 1 января 2015 года составил 91%, то есть неосвоенными остались средства в размере 230344,325 тыс.руб. или 54,52% от всей суммы межбюджетного трансферта.

Указанное свидетельствует о нарушении <данные изъяты> условий предоставления Субсидии, выразившимся в необеспечении эффективного использования средств федерального бюджета и, как следствие, неисполнении обязательства о достижении значения показателя результативности предоставления Субсидии.

М.Г.В. является министром <данные изъяты> и в силу должностного регламента обязан организовывать надлежащее исполнение министерством своих функций в соответствии с Положением о министерстве, организовывать деятельность министерства с целью осуществления в полном объеме министерством задач и функций, предусмотренных Положением о министерстве, в частности, по реализации программ в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, в пределах своей компетенции в реализации федеральных, межрегиональных программ развития топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

При таких данных, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что М.Г.В., являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не обеспечил надлежащую работу сотрудников Министерства и допустил нарушение условий предоставления межбюджетного трансферта, судья Южно-Сахалинского городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и правомерном привлечении к ответственности.

Довод жалобы о том, что не обеспечение достижения показателей результативности представления субсидии, не является условием предоставления субсидии, а поэтому не может влечь административной ответственности является несостоятельным.

Согласно части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета (на исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 года № 392 (утратившими силу с 1 января 2015 года) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.

Цели предоставления субсидий, направления расходования и критерии их распределения определяются федеральными органами исполнительной власти - субъектами бюджетного планирования в соответствии с перечнем приоритетных расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, софинансируемых за счет средств федерального бюджета, при одобрении Правительством Российской Федерации основных характеристик федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Целевые показатели результативности предоставления субсидий являются инструментом оценки достижения целей предоставления субсидий.

Целевые показатели результативности предоставления субсидий планируются по годам предоставления субсидий. Они должны иметь количественные значения и отражать конечные общественно значимые результаты решения общефедеральных задач по развитию соответствующих отраслей экономики и социальной сферы и проведения структурных преобразований на региональном и муниципальном уровнях (пункт 2).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 8 названных Правил условиями предоставления субсидии являются, в том числе, обязательство субъектов Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональными (муниципальными) программами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашениями между главными распорядителями средств федерального бюджета и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий.

Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9)

Соглашение должно содержать ряд положений, в том числе значение показателей результативности предоставления субсидий (пункт 10).

Указанные положения были закреплены и в Правилах распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения о предоставлении субсидии от 5 марта 2013 года субсидия предоставляется при соблюдении Субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий, предусмотренных Программой.

Достижение значений показателей результативности предоставления субсидии предусмотрено пунктом 3.1.12 названного соглашения.

Из анализа указанных норм следует, что достижение значений показателей результативности предоставления субсидии является одним из условий предоставления субсидии.

Ссылка в жалобе на постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку названное Постановление вступило в силу с 1 января 2015 года. Субсидия же была предоставлена Сахалинской области в 2014 году в рамках Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», из остатка межбюджетного трансферта 2013 года.

Ссылка защитника не невозможность использования в полном объеме выделенных средств в связи с банкротством подрядной организации ООО СК <данные изъяты> не является основанием для освобождения М.Г.В. от административной ответственности, поскольку мероприятия по контролю за движением денежных средств, а также за ходом исполнения заключенных соглашений, имеют системный характер и должны быть организованы своевременно с целью достижения конечного результата.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи Южно-Сахалинского городского суда от 16 ноября 2015 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 16 ноября 2015 года оставить без изменения, жалобу М.Г.В. – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова