Судья Поваров С.С. Дело № 72-744/2019
Решение
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2019 года жалобу Трифоновой Маргариты Леонидовны на решение судьи Красноуфимского районного суда Свердловской области от 12 апреля 2019 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Свердловской области от 04 сентября 2018 года индивидуальному предпринимателю Трифоновой М.Л. по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. за несоблюдение требований ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных вблизи д. Банное и д. Шиловка Красноуфимского района Свердловской области.
Решением судьи от 12 апреля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе Трифонова М.Л. просит состоявшиеся решения отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения, ссылаясь на недоказанность вины, так как в мае 2019 года ею приняты необходимые меры: произведена уборка земельных участков от мусора, скошена трава, выявленный в момент проверки мусор появился вследствие урагана и деятельности посторонних лиц. Считает возможным назначить наказания в виде предупреждения на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ. Полагает, что правонарушение длящимся не является, а, значит, срок давности привлечения ее к административной ответственности составляет 2 месяца и истек 26 августа 2018 года. Считает, что ее действиям дана неверная квалификация, так как они образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, рассмотрение дел по данной категории подведомственно должностным лицам Роспотребнадзора.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника Трифоновой М.Л. – Трифонова И.А., поддержавшего доводы жалобы, Красноуфимского межрайонного прокурора Д.И.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, свидетеля Х.Р.М., оснований для отмены состоявшихся решений не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Пунктом 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по проведению мероприятий по охране земель, сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.
Из материалов административного дела усматривается, что в ходе проверки, проведенной в период с 25 июня по 06 июля 2018 года прокуратурой с привлечением специалистов Россельхознадзора, установлено несоблюдение Трофимовой М.Л. требований природоохранного и земельного законодательства на земельных участках, расположенных по адресу: Свердловская область Красноуфимский район д. Банное (кадастровые номера № и №) и д. Шиловка (кадастровый номер с №), имеющих категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, выразившееся в захламлении территории отходами производства и производственной деятельности, в частности, остатками древесных материалов, обрезками древесины (досками, дровами), бумажной тарой (картонными коробками), полиэтиленовой пленкой, металлическими печами, ветошью; в зарастании участков, расположенных между теплицами, сорной травянистой растительностью различного видового состава, в хранении минеральных удобрений в неприспособленном месте, что отражено в справке специалиста Россельхознадзора (л.д. 31-39).
Указанные обстоятельства, подтверждены материалами дела об административном правонарушении и материалами надзорного производства №02-01-2018, в том числе, решением о проведении проверки (л.д. 22); справкой об итогах надзорных мероприятий за соблюдением федерального законодательства Трифоновой М.Л. от 26 июля 2018 года и фототаблицей (л.д. 23-39); договором аренды земельного участка от 01 марта 2018 года между ООО «Красноуфимский завод диетпродуктов» и Трифоновой М.Л. (л.д. 40-43); выпиской из ЕГРН (л.д. 45-47); свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 47, 48); уведомлением о постановке на учет (л.д. 49); листом записи ЕГРЮЛ (л.д. 50-51); объяснениями Трифоновой М.Л. (л.д. 63-69); а также пояснениями инспектора Россельхознадзора Х.Р.М., данными в областном суде, захламление территории отходами производства, засорение сорной растительностью и неправильное хранение минеральных удобрений приводит к ухудшению качественного состояния земель, в связи с чем бездействие Трифоновой М.Л. образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
По факту выявленного нарушения заместителем Красноуфимского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (л.д. 54-59), соответствующее требованиям ст.ст. 28.2, 28.4 КоАП РФ.
Таким образом, Трифонова М.Л. при наличии возможности не приняла все зависящие от нее меры по выполнению требований и обязательных мероприятий по защите земель и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, что может ухудшить качественное состояние земель при использовании земельных участков.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностным лицом и судьей обоснованно сделан вывод о виновности Трифоновой М.Л. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, поэтому ее действия квалифицированы правильно.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рационального землепользования, а объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, - общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Исходя из конструкции и буквального смысла ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, правонарушение имеет формальный состав и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.
Нахождение на территории земельных участков, имеющих категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, остатков древесных материалов, обрезков древесины (досок, дров), бумажной тары (картонных коробок), полиэтиленовой пленки, металлических печей, ветоши, а также зарастание участков, расположенных между теплицами, сорной травянистой растительностью различного видового состава, свидетельствуют о бездействии Трифоновой М.Л. и невыполнении ею требований и обязательных мероприятий по защите земель и по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, что приводит к ухудшению качественного состояния земель и образует состав вменяемого Трифоновой М.Л. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в связи с чем доводы о неверной квалификации действий Трифоновой М.Л. не состоятельны.
Ссылка автора жалобы на отсутствие доказательств захламления земельного участка отходами производства и зарастания сорной травой опровергаются фотографиями и показаниями инспектора Россельхознадзора Х.Р.М. в областном суде, в связи с чем не может быть принята судом, как состоятельная. При этом, обязанность Трифоновой М.Л., как пользователя земельных участков по содержанию их в состоянии, соответствующем цели их предоставления, независимо от погодных условий и действий иных лиц, установлена законом.
Вопреки доводам жалобы процедура возбуждения дела об административном правонарушении прокурором, предусмотренная ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ не предусматривает составления протокола об административном правонарушении.
При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Трифонова М.Л. присутствовала, его копия была ей вручена в день составления, о чем свидетельствует ее подпись (л.д. 59) нарушения требований ст. 28.4, 28.2 КоАП РФ не имеется.
Доводы жалобы о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности 26 августа 2018 года основаны на неверном толковании закона, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренное главой 8 КоАП РФ, составляет один год с момента его выявления, то есть с 31 июля 2018 года, и к моменту вынесения постановления о назначении наказания 04 сентября 2018, не истек.
Наказание Трифоновой М.Л. назначено справедливое в пределах санкции указанного закона.
Вопреки доводам жалобы Трифоновой М.Л. нарушение природоохранного законодательства могло повлечь угрозу причинения вреда окружающей среде, в связи с чем основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствовали.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Красноуфимского районного суда Свердловской области от 12 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Трифоновой Маргариты Леонидовны оставить без изменения, а ее жалобу - без удовлетворения.
Судья: Н.В. Краснова