дело № 72-824/2023
УИД: 66RS0023-01-2023-000632-05
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 1 ноября 2023 года жалобу Шутова С.А. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) по Северному и Горнозаводскому управленческим округам Свердловской области, старшего государственного лесного инспектора в Свердловской области от 29 июня 2023 года № 566 и решение судьи Верхотурского районного суда Свердловской области от 4сентября 2023 года №12-35/2023, вынесенные в отношении Шутова Сергея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением должностного лица Шутову С.А. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей за несоблюдение требований Правил пожарной безопасности в лесах в период особого противопожарного режима.
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда изменено, размер назначенного наказания снижен до 20000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе Шутов С.А. просит отменить состоявшиеся решения и прекратить производство по делу, считая недоказанным состав административного правонарушения, а также ссылается на возможность замены административного штрафа предупреждением с применением положений ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив жалобу, прихожу к следующему.
Частью 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года №1614 (далее Правила №1614) единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 9 Правил № 1614 запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Согласно п. 10 Правил № 1614 со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Постановлением Правительства Свердловской области от 6 апреля 2023 года № 248-ПП на территории Свердловской области установлен особый противопожарный режим с 15 апреля 2023 года, действовавший до 14 сентября 2023 года.
Указом Губернатора Свердловской области от 4 мая 2023 года №207-УГ «О введении на территории Свердловской области режима чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера» с 5 мая 2023 года на территории Свердловской области действовал режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, возникшей вследствие возникновения лесных пожаров.
Из материалов дела усматривается, что 6 мая 2023 года лесничим Городского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», государственным лесным инспектором в Нижне-Тагильском лесничестве Свердловской области в ходе патрулирования лесов в рамках осуществления лесной охраны в квартале 207 <№> на территории Городского участка Городского участкового лесничества на участке с координатами <№> зафиксирован факт складирования Шутовым С.А. отходов производства и потребления (щебня, песка, отсева и листов железа) в период особого противопожарного режима, действовавшего на территории Свердловской области, о чем составлен акт патрулирования лесов № 249 от 6 мая 2023 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются достаточной совокупностью доказательств имеющихся в материалах дела, а также исследованным в судебном заседании подлинником административного материала, в том числе: определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 17), определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 21-22), письменными объяснениями Шутова С.А., где последний указал, что им были размещены сыпучие материалы и листы железа на лесном земельном участке (л.д. 33-34), актом патрулирования лесов с фотоматериалом (л.д. 35-42), а также иными доказательствами по делу, получившими свою оценку должностным лицом и судьей районного суда на полноту, относимость и допустимость.
По факту выявленного нарушения, в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом надзорного органа в отношении Шутова С.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 25-30), и вынесено постановление о назначении административного наказания, которое отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 11-13).
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья обоснованно установили вину Шутову С.А. в совершении административного правонарушения, его действиям дана верная юридическая оценка по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии вины Шутова С.А. опровергаются материалами дела, в том числе его собственноручно написанным объяснением, где он указал, что именно им были складированы в лесу отходы производства, а также актом патрулирования и фотографиями.
Оснований для признания представленных должностными лицами лесной охраны доказательств недопустимыми не имеется, поскольку они составлены должностными лицами, находившимися при исполнении служебных обязанностей, ранее с Шутовым С.А. не знакомыми, обстоятельств для оговора ими Шутова С.А. не имеется. Кроме того, вышеперечисленные доказательства не противоречат друг другу, согласуются с объяснениями Шутова С.А.
Вопреки доводам жалобы в судебных заседаниях нашел подтверждение факт размещения Шутовым С.А отходов на земельном участке, который относится к землям лесного фонда, таким образом, место совершения административного правонарушения – территория лесного фонда установлено должностным лицом правильно. При этом факт устранения нарушения после его выявления не свидетельствует о наличии оснований для освобождения от административной ответственности.
Приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 31 декабря 2008 года №1771 утвержден регламент Нижне-Тагильского лесничества Свердловской области. Приложением к указанному лесному регламенту являются схема лесничества и схемы участков и кварталов, содержащие границы лесничества, структуру, границы участков и кварталов.
В соответствии с заданием на патрулирование лесов 6 мая 2023 года старшему патрульному группы лесничему Т и государственному лесному инспектору в Свердловской области С поручено провести патрулирование лесов по маршруту № 2 и представить отчет об исполнении задания.
В материалы дела представлена схема маршрута патрулирования №2.
Из акта патрулирования следует, что патрулирование лесов проведено, в том числе, в части выдела 31 квартала 207 городского участка Городского участкового лесничества с использованием прибора навигатора «Гармин 65st», 50-метровой рулетки, плана лесонасаждений, с указанием точных координат.
Кроме того, следует отметить, что в силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования противопожарных и иных правил, нормативов. Поскольку именно Шутов С.А. разместил на земельном участке отходы производства и потребления (щебень, песок, отсев и листы железа) в период особого противопожарного режима, то правового значения не имеет наличие земельного участка у Шутова С.А. в собственности.
Доводы Шутова С.А. о том, что выявленные отходы потребления используются в тушении лесных пожаров, поэтому их размещение на земельном участке в лесу, не может образовывать объективную сторону состава правонарушения, подлежат отклонению, поскольку п. 9 Правил № 1614 императивно запрещено засорение леса отходами производства и потребления.
Таким образом, в действиях Шутова А.С. должностным лицом и судьей районного суда на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно установлен факт нарушения им Правил пожарной безопасности в лесах, что, при выявлении данного факта в период действия особого противопожарного режима, указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьей районного суда обстоятельства выявленного нарушения в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а выводы должным образом мотивированы.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Размер административного наказания судьей районного суда при рассмотрении жалобы снижен Шутову А.С. с учетом применения положений ч. 2.3 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос возможности применения требований ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследовался при рассмотрении дела. Основания для применения данных положений ни должностное лицо, ни судья районного суда мотивированно не усмотрели.
Состав вмененного Шутову А.С. административного правонарушения является формальным, наступление последствий не является обязательным его элементом, таким образом, их отсутствие не свидетельствует о возможности признания правонарушения малозначительным либо назначения наказания в виде предупреждения.
В силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Обстоятельства настоящего дела не свидетельствуют о малозначительном характере допущенного нарушения. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима может повлечь неконтролируемое возгорание леса, и при несвоевременной локализации привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Создаваемая угроза от такого нарушения, выявленного в настоящем случае, носит существенный характер, что исключает как возможность применения положений о малозначительности, так замену административного штрафа на предупреждение в силу положений ст. ст. 4.1.1 и 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела судьей районного суда дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные решения.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены состоявшихся по делу решений не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) по Северному и Горнозаводскому управленческим округам Свердловской области, старшего государственного лесного инспектора в Свердловской области от 29 июня 2023 года № 566 и решение судьи Верхотурского районного суда Свердловской области от 4сентября 2023 года №12-35/2023, вынесенные в отношении Шутова Сергея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Ю.А. Филиппова