Судья Заварихин А.Ю. дело № 72-825/2016
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июня 2016 года жалобу законного представителя юридического лица ФИО1 на решение судьи Кушвинского городского суда Свердловской области от 14 апреля 2016 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, начальника отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за земельными ресурсами Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 03 февраля 2016 года общество с ограниченной ответственностью «Завод транспортного оборудования (далее по тексту ООО «ЗТО») подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом установлено, что на принадлежащих обществу земельных участках с кадастровыми номерами 66:53:0306010:264, 66:53:0306010:260 находятся объекты: здания, сооружения и железнодорожные пути, которые на момент проведения проверки не эксплуатируются, следовательно, земли, находящиеся под указанными объектами, являются нарушенными. Общество, имея нарушенные земли, не представило до 02 февраля 2015 года в Департамент Росприроднадзора статистический отчет по форме № 2-тп (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя», в нарушение Приказа Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 года № 676.
В жалобе законный представитель ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что должностным лицом в основу виновности юридического лица положены доказательства, добытые в 2015 году, между тем обществу вменяется правонарушение совершенное в 2014 году. Кроме того, полагает, что у общества отсутствует обязанность по предоставлению отчета по форме № 2-тп, поскольку общество не имеет загрязненные участки поверхности земли и ликвидированные объекты, при наличии, которых заполняется отчет. Указанные в постановлении объекты, находящиеся на земельном участке были временно выведены из эксплуатации, в связи с чем они не могут считаться ликвидированными.
Проверив материалы дела, заслушав защитника Храпову Л.М., нахожу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене в связи со следующим.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию.
В силу ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указанные требования закона по данному делу судьей районного суда должным образом не выполнены.
Приходя к выводу о виновности общества, судья сослался на доказательства, которые были добыты должностным лицом в 2015 году, а именно - решение бюджетного комитета от 21 мая 2015 года, где содержится информация о прекращении стрелочной продукции с 01 июня 2015 года; осмотр производственных площадок, произведенный в январе 2016 года.
Между тем, обществу вменяется не представление отчета формы № 2-тп за 2014 год, в связи с нарушением земель на земельных участках.
Кроме того, судьёй не дана оценка информации, согласно которой обществом с ноября 2014 года здания ремонтно-строительного и ремонтно-механического, литейного участков, пилорамы, боксов автогаража и АЗС не эксплуатируются в связи с оптимизацией производства, из-за прекращения отгрузки продукции железнодорожным транспортом не эксплуатируются железнодорожные пути.
Однако одним из условий предоставления отчета по форме № 2-тп является вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений, после которых земли на земельных участках являются нарушенными, и они подлежат восстановлению и рекультивации.
Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации; при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды (ч. 4 ст. 39 Закона об охране окружающей среды).
При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов хозяйствующие субъекты обязаны восстановить нарушенные и отработанные земельные участки, в том числе, путем рекультивации земель, под которой понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды
Аналогичные положения содержатся в Положении о рекультивации земель, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Согласно Положению нарушенными признаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.
Пункт 3 Указаний по заполнению формы N 2-тп (рекультивация) к землям, нарушенным при строительстве, относит карьеры и резервы при железных и шоссейных дорогах, отвалы грунта при строительстве каналов, коллекторов, оросительных систем, продукты очистки каналов, трассы нефтегазопроводов и других продуктопроводов, отвалы коммунального и строительного мусора, а также площади под производственными и иными строениями, железными и автомобильными дорогами, надземными коммуникациями и другими объектами, надобность в которых у респондентов миновала.
При этом ни к одной из перечисленных категорий земель должностные лица Департамента Росприроднадзора не относят земельные участки с кадастровыми номерами 66:53:0306010:264 и 66:53:0306010:260; в акте выводы о признании земель нарушенными отсутствуют.
Расположенные на земельных участках объекты, которые должностные лица Департамента Росприроднадзора посчитали неэксплуатируемыми, учитываются на балансе у общества как основные средства и производственные ресурсы; общество поддерживает эти объекты в надлежащем состоянии. Из фотоматериалов, имеющихся в деле, усматривается, что объекты находятся в надлежащем состоянии, не являются разрушенными, к сооружениям подведены линии электропередач, территории не замусорены, границы территории огорожены забором, на воротах установлен шлагбаум, железнодорожные пути без видимых повреждений.
В судебном заседании защитник Храпова Л.М. не отрицала факт временного прекращения эксплуатации указанных объектов, отметил, что объекты временно выведены из производственного цикла и в будущем планируется ввод их в эксплуатацию. Представленная обществом копия товарно-транспортной накладной подтверждает факт использования обществом железнодорожных путей.
Между тем, в акте проверки не указаны мотивы, по которым спорные земли могут быть отнесены к нарушенным землям; временно выведенные из эксплуатации земли не могут считаться таковыми. Также земельные участки не отнесены к отработанным либо ликвидированным в соответствии с п. 6 Указаний.
Согласно протоколу лабораторных исследований почвы в границах санитарно-защитной зоны ООО "ЗТО" от 23 октября 2014 № 32188 к и № 32188 к (л.д. 20-21), почвы производственной зоны предприятия в объеме проведенных исследований соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» и ГН 2.1.7.201406 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве». Данные доказательства подтверждают соответствие земельных участков санитарным нормам, производственный контроль за состоянием почвы обществом ведется. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что нахождением на земельных участках временно не эксплуатируемых обществом объектов причиняется вред окружающей среде.
Таким образом, в силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, начальника отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за земельными ресурсами Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 03 февраля 2016 года и решение судьи Кушвинского городского суда Свердловской области от 14 апреля 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод транспортного оборудования», отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Ю.А. Филиппова