ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-876/2022 от 03.08.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 72-876/2022

УИД: 66RS0001-01-2022-001905-52

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 03 августа 2022 года жалобу защитника Данилова В.В. – Новицкой Н.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 февраля 2022 года № 066/04/7.32-4359/2021 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 26 мая 2022 года № 12-285/2022, вынесенные в отношении Данилова Вячеслава Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением должностного лица УФАС Данилову В.В. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы решением судьи районного суда указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе защитник Данилова В.В. - Новицкая Н.Н. просит отменить состоявшиеся решения, указывая на отсутствие состава административного правонарушения в его действиях.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника Данилова В.В. - Новицкой Н.Н., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи

Отношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей и статьей 95 названного Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

- если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее три года контракта составляет или превышает размер цены, установленной Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3);

- в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6);

Как следует из материалов дела 30 ноября 2018 года в Единой информационной системе размещено извещение № 0162200011818002892 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по организации строительства автомобильной дороги вокруг города Екатеринбурга на участке автодороги Пермь – Екатеринбург – автодорога подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», III пусковой комплекс автодорога Екатеринбург – Полевской – автодорога подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал» в Свердловской области.

По результатам электронного аукциона между заказчиком в лице ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» и АКО «Трест Уралтрансспецстрой» 10 января 2019 года заключен государственный контракт № 38/675, содержащий обязательные условия относительно цены и порядка оплаты работ, предусматривающий возможность изменения в сторону уменьшения сумм, подлежащих уплате в бюджет Российской Федерации, связанных с оплатой контракта в части обязательных налогов и сборов, уплачиваемых заказчиком, позволяющий снижать по соглашению сторон цену контракта, при этом цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта без изменений за исключением указанных обстоятельств. Условия о возможности внесения авансовых платежей контракт и извещение о проведении закупки не содержат.

24 февраля 2021 года сторонами контракта подписано дополнительное соглашение № 15 о внесении изменений в государственный контракт, которым изменен порядок оплаты по контракту, введено условие по авансированию оплаты работ в размере 10 % от цены второго этапа контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств на финансовый год, в котором запланирована выплата аванса.

Со стороны заказчика дополнительное соглашение подписано начальником ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» Даниловым В.В.

Согласно распоряжению Губернатора Свердловской области от 18 апреля 2018 года № 227-РП и Приказу начальника ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» от 20 апреля 2018 года № 20/к Данилов В.В. является начальником ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», а в соответствии с Уставом Управления – должностным лицом, отвечающим за заключение контракта с победителем электронного аукциона, несет ответственность за исполнение указанного контракта со стороны заказчика.

По факту выявленного правонарушения должностным лицом УФАС в отношении Данилова В.В. составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания (л.д. 7-8).

В ходе производства по делу об административном правонарушении Даниловым В.В. и его защитником неоднократно заявлялось, что имела место объективная необходимость заключения дополнительного соглашения об изменении условий и порядка оплаты по контракту, поскольку без таких изменений исполнение государственного контракта было невозможным.

Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 27 ноября 2020 года № 108-172021-036, подписанного между Федеральным дорожным агентством и Правительством Свердловской области после заключения государственного контракта от 10 января 2019 года №8/675 на строительство автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодороги Пермь – Екатеринбург – автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», 3 пусковой комплекс автодорога Екатеринбург – Полевской – автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал» расходным расписанием от 11 января 2021 года № 001001108 было осуществлено финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации в целях софинансирования в объеме 800000000 рублей, при том установлен объем финансирования указанного контракта за счет федерального бюджета, а также процент распределения софинансирования между федеральным и областным бюджетами, который составил 93% федеральных средств и 7% средств бюджета Свердловской области.

Принимая во внимание обязательства Правительства Свердловской области по указанному соглашению об обеспечении исполнения средств федерального бюджета до конца 2 квартала 2021 года, а также невозможность со стороны генерального подрядчика в отсутствие авансирования к указанному сроку обеспечить выполнение работ по названному государственному контракту в объеме 93%, а именно – 734103734 рубля, Министерством транспорта Свердловской области даны поручения Данилову В.В., как начальнику ФКУ «Управление автомобильных дорог» о принятии исчерпывающих мер для реализации объекта строительства и безусловного исполнения средств федерального бюджета до конца 2 квартала 2021 года путем подписания дополнительных соглашений к государственным контрактам об авансировании части работ (л.д. 12-15).

Данные обстоятельства в своей совокупности указывают, что спорные изменения в государственный контракт были внесены при наличии явного волеизъявления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, что в полной мере подтверждается Распоряжением Правительства Свердловской области от 31 марта 2022 года №122-РП «О внесении изменений в условия государственного контракта», которым утверждены изменения условий государственного контракта от 10 января 2019 года № 8/675, внесенные дополнительным соглашением № 15 от 24 февраля 2021 года, в частности – пункт 2 Распоряжения Правительства Свердловской области предусматривает выплату по государственному контракту в 2021 году 539883985,52 руб., а пункт 3 того же Распоряжения его положения распространяются на весь период действия государственного контракта.

Аналогичные пояснения даны защитником Данилова В.В. – Новицкой Н.Н. в областном суде.

Таким образом, материалами дела установлено наличие всех необходимых условий, предусмотренных п. 3, 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, позволяющих принять решение об изменении существенных условий государственного контракта, что свидетельствует об отсутствии вины Данилова В.В. в совершении административного правонарушения и, следовательно, об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данное обстоятельство подтверждено и Постановлением Арбитражного суда Уральского округа №Ф09-3891/22 от 27 июля 2022 года, которым пункт 1 представления УФАС по Свердловской области от 13 августа 2021 года № 62-65-101/1/10009, касающийся изменения существенных условий государственного контракта, признан недействительным.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 февраля 2022 года № 066/04/7.32-4359/2021 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 26 мая 2022 года № 12-285/2022, вынесенные в отношении Данилова Вячеслава Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Н.В. Краснова