ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-879/19 от 30.07.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Осинцева Н.А. Дело № 72-879/2019

Решение

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2019 года жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО1 на решение судьи Режевского городского суда Свердловской области от 17 июня 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением начальника ФГКУ «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Минобороны России (далее по тексту ФКГУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ) от 30 апреля 2019 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей за нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, при осуществлении производственной деятельности по адресу: Свердловская область, г. Реж, пос. Первомайский, военный городок 118.

По результатам рассмотрения жалобы решением судьи указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО1 просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения, ссылается на устранение нарушений, выявленных в ходе проверки, а также на назначение наказания несоразмерного возникшим последствиям, полагает возможным применение положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО1, поддержавшего жалобу, оснований к отмене и изменению состоявшихся решений не нахожу.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения проверки военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона с привлечением специалистов ФКГУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ 07 марта 2019 года на территории военного городка №118 (Свердловская обл., г. Реж, пос. Первомайский), находящейся на обслуживании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, установлено нарушение требований п. 2.2.1 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», а именно: в ФКГУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ не представлен на согласование график вывоза твердых коммунальных отходов с территории военного городка № 118; в периоды с 05 по 18 декабря 2018 года, с 20 декабря 2018 года по 20 января 2019 года, с 16 по 28 февраля 2019 года твердые коммунальные отходы не вывозились, о чем составлена справка-доклад и акты проверки мест сбора твердых бытовых отходов (л.д. 28-33).

Указанные обстоятельства подтверждены материалами прокурорской проверки и дела об административном правонарушении 1913/П/6, в том числе, решением о проведении проверки от 07 марта 2019 года и уведомлением (л.д. 25-26); журналом контроля оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (л.д. 34-36); объяснениями Щ.Р.И (л.д. 37-38); требованием (л.д. 39-41); приказами от 02 марта 2017 года № 155 и от 30 декабря 2017 года № 860(л.д. 41 оборот - 52); уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (л.д. 52 оборот – 59); положением о жилищно-эксплуатационном отделе № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (л.д. 59 оборот – 68); рапортом (л.д. 69); выпиской из ЕГРЮЛ на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (л.д. 81-82); графиками вывоза твердых коммунальных отходов (л.д. 125-128).

По факту выявленного нарушения заместителем военного прокурора Екатеринбургского гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 78), соответствующее требованиям ст.ст. 28.2, 28.4 КоАП РФ.

В соответствии с п. 13 Устава (л.д. 52 оборот – 59) основными целями деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является предоставление коммунальных услуг, во исполнение которых осуществляется деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов (п.14).

Соблюдение санитарного законодательства, в том числе осуществление контроля по регулярному вывозу отходов с периодичностью, установленной согласованным графиком, является обязанностью ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, предусмотренной уставом, которая не зависит от поступления заявок и обращений командиров воинских частей.

Вопреки доводам жалобы устранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела не исключает привлечение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности, поскольку нарушения имели место при осмотре территорий и были устранены только после их обнаружения.

Обращение к гарнизонному прокурору (л.д.151-152) также не подтверждает принятие ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России достаточных мер по соблюдению законодательства при обращении с отходами производства и потребления, поскольку доказательств соблюдения претензионного порядка к организациям, осуществляющим вывоз отходов, им не представлено. Кроме того, согласование графика вывозов отходов является обязанностью ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которая не зависела от подрядных организаций, однако на момент проверки была не выполнена.

Таким образом, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица установлена, так как у него имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, однако исчерпывающих мер к его выполнению им не принято.

Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Наказание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России назначено справедливое, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ. Оснований для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется, поскольку наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, ничем не подтверждено.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Режевского городского суда Свердловской области от 17 июня 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление начальника ФКГУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ от 30 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.

Судья Н.В. Краснова