ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-87/20 от 13.02.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Рыженкова Е.В. дело № 72-87/2020

Р Е Ш Е Н И Е

13 февраля 2020 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу председателя садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба 1-2» ФИО1 на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 8 ноября 2019 года по делу о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности по части 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях»,

у с т а н о в и л:

постановлением административной комиссии города Южно-Сахалинска от 1 августа 2019 года <данные изъяты> садоводческое некоммерческое товарищество «Дружба 1-2» (далее – СНТ «Дружба 1-2», Товарищество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», и указанному юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Данное постановление председатель СНТ «Дружба 1-2» ФИО1 обжаловал в суд.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 8 ноября 2019 года постановление административной комиссии оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, председатель СНТ «Дружба 1-2» ФИО1 просит об отмене решения судьи и постановления административной комиссии в связи с отсутствием в действиях Товарищества состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, представителей СНТ «Дружба 1-2» ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы жалобы о незаконности состоявшихся по делу постановления административной комиссии и решения судьи, а также представителя административной комиссии города Южно-Сахалинска ФИО4, возразившую против доводов жалобы, позицию Л.В.Р., обратившего с заявлением о сносе деревьев в Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска и полагавшего постановление и решение законным и обоснованным, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 (далее – Закон области № 490) несоблюдение установленных муниципальными нормативными правовыми актами запретов на территориях озеленения, а также иных установленных запретов в отношении деревьев и кустарников, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, требований по охране окружающей среды, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 24 июня 2015 года № 177/12-15/5 утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Правила благоустройства).

Согласно частям 9 и 13 статьи 38 Правил благоустройства на территории городского округа, за исключением земель лесного фонда, снос или пересадка зеленых насаждений, обрезка деревьев, кустарников и лиан, в том числе формирование их кроны, производятся по разрешению уполномоченного органа администрации города в сфере охраны окружающей среды. В целях охраны зеленых насаждений, землепользователям, юридическим и физическим лицам запрещается повреждать или уничтожать зеленые насаждения.

Выдача разрешений на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 15 июня 2018 года № 1389-па.

Заявителями на выдачу разрешений согласно данному постановлению являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, обладающие имущественными правами в отношении земельных участков, на которых произрастают зеленые насаждения.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившим в Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска обращением гражданина Л.В.Р. о сносе 9 июля 2019 года в 10 часов 38 минут деревьев на территории СНТ «Дружба 1-2», сотрудником указанного департамента 11 июля 2019 года в 13 часов 00 минут произведен осмотр территории общего пользования СНТ «Дружба 1-2» (с западной стороны индивидуального жилищного строения, расположенного по адресу: город Южно-Сахалинск, улица <данные изъяты>) и обнаружены три спиленные многоствольные ивы. При этом установлено, что снос указанных деревьев произведен непосредственно председателем СНТ «Дружба 1-2» ФИО1

Учитывая, что СНТ «Дружба 1-2» не приняло меры к обеспечению соблюдения установленного частями 9 и 13 статьи 38 Правил благоустройства запрета на снос зеленых насаждений в отсутствие соответствующего разрешения уполномоченного органа в сфере охраны окружающей среды, тогда как имело возможность для их соблюдения, в отношении указанного юридического лица составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области».

Вместе с тем при вынесении указанного постановления и решения судьи об оставлении постановления по делу без изменения не принято во внимание то обстоятельство, что правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 217-ФЗ).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании.

В главе 4 Федерального закона № 217-ФЗ перечислены органы, осуществляющие управление товариществом, и их компетенция.

Согласно статье 16 Федерального закона № 217-ФЗ высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.

Кроме этого в товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). Председатель товарищества является членом правления товарищества и его председателем (часть 2 статьи 18 Федерального закона № 217-ФЗ).

В силу пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона № 217-ФЗ принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

Принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества; обеспечение создания и использования имущества общего пользования товарищества, а также создание необходимых условий для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами таким имуществом в соответствии с пунктами 5,8 части 7 статьи 18 Федерального закона № 217-ФЗ относится к полномочиям правления товарищества.

В статье 19 Федерального закона № 217-ФЗ перечислены полномочия председателя товарищества и предусмотрено, что председатель товарищества в соответствии с уставом товарищества исполняет необходимые для обеспечения деятельности товарищества обязанности, за исключением обязанностей, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и исполнение которых является полномочием иных органов товарищества.

Таким образом, председатель товарищества обладает существенным объемом полномочий в части организации деятельности товарищества, осуществление которых должно отвечать требованиям законодательства и интересам товарищества и его членов.

Как установлено при рассмотрении дела, во исполнение предписания государственного инспектора по пожарному надзору об установлении на территории Товарищества противопожарного водоема 22 июня 2019 года правлением СНТ «Дружба 1-2» принято решение поручить председателю правления организовать противопожарные мероприятия, получить необходимые консультации в контролирующих органах, в том числе в департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

Вопросы, касающиеся устройства пожарного резервуара, внесены в повестку общего собрания членов товарищества и решением общего собрания СНТ «Дружба 1-2» от 29 сентября 2019 года определен порядок использования земель общего назначения путем утверждения места для установления приобретенной пожарной емкости по адресу: город Южно-Сахалинск, улица <данные изъяты> Вопрос о сносе деревьев на указанном участке собранием не рассматривался и решение по нему не принималось. Данных, указывающих на то, что до членов товарищества доведена информация о необходимости расчистки места установки пожарной емкости от зеленых насаждений, в деле не имеется. Снос деревьев осуществлен непосредственно председателем товарищества ФИО1, который привлечен к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Наличие вины является необходимым основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, вывод в постановлении административной комиссии и решении судьи о виновности СНТ «Дружба 1-2» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», поскольку у него имелась возможность для соблюдения Правил благоустройства о сносе деревьев, однако не были приняты меры для их соблюдения, сделан без анализа действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, в связи с чем оснований согласиться с ним не имеется.

Учитывая изложенное, постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от 1 августа 2019 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 8 ноября 2019 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба 1-2» прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 8 ноября 2019 года и постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от 1 августа 2019 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба 1-2» прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В соответствии с положениями статей 30.13-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова