ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-885/2022 от 27.07.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 72-885/2022

УИД: 66RS0008-01-2022-000557-39

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2022 года жалобу председателя Административной комиссии Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области Р на решение судьи Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 02 июня 2022 года № 12-36/2022, вынесенное в отношении ООО «УК «ПРОдвижение» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»,

установила:

постановлением коллегиального органа административной комиссии Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области от 16 февраля 2022 года № 033-2022 ООО «УК «ПРОдвижение» по ст. 13 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей за нарушение требований Правил благоустройства территории г. Нижний Тагил, выразившихся в несоблюдении требований по содержанию фасадов зданий многоквартирных домов и их элементов, в допущении образования на крышах наледи и сосулек.

Решением судьи указанное постановление административной комиссии отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе председатель Административной комиссии Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области Р просит отменить решение судьи, ссылаясь на неправильное установление фактических обстоятельств дела судьей и доказанность в бездействии юридического лица, являющегося управляющей организацией, состава административного вменяемого ему административного правонарушения.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статья 13 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» устанавливает административную ответственность за непринятие мер по поддержанию в чистоте фасада здания (кроме жилого дома) или его элементов или мер по поддержанию в состоянии, пригодном для обозрения, указателей наименования улиц и номерных знаков, расположенных на фасаде здания (кроме жилого дома).

Как видно из материалов дела, 09 февраля 2022 года в 10:30 ч. в ходе обследования территории Дзержинского района на предмет соблюдения Правил благоустройства физическими и юридическими лицами должностным лицом администрации выявлен факт непринятия мер по их соблюдению: на карнизах многоквартирных домов №№ 64 и 68 по ул. Коминтерна и домов №№ 46А и 56а по ул. Энтузиастов в г. Нижний Тагил Свердловской области обнаружено образование наледи (сосулек).

Управление указанными домами осуществляется управляющей организацией ООО «УК «ПРОдвижение».

По данному факту административной комиссией Дзержинского района г.Нижний Тагил Свердловской области 16 февраля 2022 года вынесено постановление № 033-2022 о назначении наказания управляющей организации ООО «УК «ПРОдвижение» по ст. 13 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».

Отменяя постановление должностного лица, и прекратив производство по делу, судья пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного по ст. 13 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», в действиях ООО «УК «ПРОдвижение», поскольку ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, к каковым относится ненадлежащее содержание крыш домов, установлена ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно п. 3 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Часть 2.3 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность управляющей организации, которую она несет при управлении многоквартирным домом перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее Правила № 170).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 установлен Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Перечень № 290, Минимальный перечень).

Лицензионными требованиями являются оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает соблюдение требований Минимального перечня, Правил № 170 и Правил № 491.

Пунктом 7 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относятся контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек, проверка и, при необходимости – очистка – кровли от скопления снега и наледи.

Пунктом 3.6.14 Правил № 170 установлено, что накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах – формироваться в валы.

Пунктом 4.6.1.23 Правил № 170 установлена периодичность проведения очистки кровли от мусора и грязи дважды в год: весной и осенью, а удаление наледей и сосулек – по мере необходимости.

Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе по ликвидации наледи и сосулек, является лицензионным требованием.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований образует объективную сторону административного правонарушениях, предусмотренного ч. 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний (часть 1 статьи 1.1, часть 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъекты Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам совместного ведения, не урегулированных федеральным законом.

Поскольку данное административное правонарушение урегулировано федеральным законом, судьей обоснованно принято решение об отмене постановления административной комиссии и прекращении производства по делу за отсутствием события административного правонарушения.

Оспаривая обоснованность прекращения производства по делу об административном правонарушении, должностное лицо каких-либо существенных нарушений процессуальных норм не приводит, его доводы направлены на переоценку выводов судьи, поэтому с учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований к отмене решения судьи не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 02 июня 2022 года № 12-36/2022, вынесенное в отношении ООО «УК «ПРОдвижение» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» - оставить без изменения, а жалобу должностного лица – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Н.В. Краснова