Судья Меркулова О.П. дело № 72-8/2020
Р Е Ш Е Н И Е
12 января 2021 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» Подгаецкого Е.А. на постановление руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области от 2 июля 2020 года № и решение судьи Охинского городского суда от 22 октября 2020 года по делу о привлечении названного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области от 2 июля 2020 года № общество с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» (далее – ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Указанное постановление защитником Общества Подгаецким Е.А. обжаловано в суд.
Решением судьи Охинского городского суда от 22 октября 2020 года постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 250000 рублей.
В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» Подгаецкий Е.А. просит об отмене состоявшихся по делу постановления и решения и прекращении производства по нему в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства загрязнения ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» лесного участка в части выдела 2 квартала 132 Тунгорского участкового лесничества Охинского лесничества нефтесодержащей жидкостью, поскольку должностными лицами Охинского лесничества 12 мая 2020 года осмотрена (обследована) территория иного земельного участка (квартала 99 Тунгорского участкового лесничества Охинского лесничества). Указывает на то, что в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие нахождение на балансе и поверку средств измерения, которые использованы при проведении осмотра. Обращает внимание, что не произведен отбор проб с объекта загрязнения, неправильно определена площадь загрязнения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитников ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» Подгаецкого Е.А. и Старкова С.А., поддержавших доводы жалобы и дополнивших их указанием на нарушение административным органом процедуры проведения планового (рейдового) осмотра (обследования) и оформления его результатов, а также позицию представителей министерства экологии Сахалинской области (в настоящее время агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области) ФИО1 и ФИО2, возразивших против доводов жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, действующие на момент совершения правонарушения по данному делу, согласно пункту 14 которых при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Как следует из материалов дела, 29 января 2020 года в 10 часов 45 минут во время ежедневного обхода фонда скважин на месторождении Одопту оператором добычи нефти и газа ЦДНиГ № обнаружен выход нефтесодержащей жидкости из центрального нефтяного коллектора нефтепровода «<данные изъяты> находящегося на балансе и эксплуатируемого ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», произошедший в результате отказа (образования свища) на центральном нефтяном коллекторе, который ликвидирован 29 января 2020 года в 15 часов 00 минут сахалинского времени.
По данному факту ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» 29 января 2020 года проведено техническое расследование некатегорийного отказа нефтепровода, о чем в этот же день составлен акт, согласно которому количество разлитой нефтесодержащей жидкости составило 9 м3.
30 января 2020 года по данному факту поступило оперативное сообщение в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора), которым 4 февраля 2020 года произведен осмотр соответствующей территории и отобраны пробы грунта. В результате проведенных испытаний выявлено превышение концентрации нефтепродуктов в пробах по сравнению с фоновой концентрацией в 13,9 до 16,1 раза.
Допущенное ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» несоблюдение экологических требований при эксплуатации указанного объекта послужило основанием для вынесения 9 апреля 2020 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора постановления о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в ходе рассмотрения данного дела установлено, что участок местности, подвергшийся загрязнению нефтесодержащей жидкостью, находится в границах лесного фонда Охинского лесничества, а объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, не охватывает указанное обстоятельство, 21 апреля 2020 года письмом за номером 20-12/5012 временно исполняющим обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора министру экологии Сахалинской области направлена соответствующая информация для принятия мер реагирования.
На основании полученной информации первым заместителем директора ГКУ «Сахалинские лесничества» Министерства экологии Сахалинской области издан приказ от 8 мая 2020 года № 241 и выдано задание о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка в квартале 99 Тунгорского участкового лесничества Охинского лесничества, на котором произошёл разлив нефтесодержащей жидкости. Указанные документы направлены на исполнение в ГКУ «Сахалинские лесничества».
12 мая 2020 года в 10 часов 30 минут сотрудниками Охинского лесничества – филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» произведен осмотр вышеуказанного лесного участка и установлено наличие на поверхности воды (в траншеях) масляной пленки, на территории участка очаговое расположение нефтесодержащей жидкости, стойкий запах нефтесодержащей продукции, следы уборки нефтесодержащей жидкости сорбентом. Площадь загрязнения нефтесодержащей жидкостью в результате осмотра составила 1,35 га. Указанные обстоятельства отражены в акте осмотра, обследования территории лесного участка Охинского лесничества от 12 мая 2020 года.
Согласно акту осмотра для определения местоположения земельного участка, на котором зафиксировано нарушение, и его площади произведена инструментальная (геодезическая) съемка участка буссолью марки АР-1 <данные изъяты> мерной ленты Р20Н2К <данные изъяты> осуществлены промеры участка, GPS навигатором GARMAP (инвентарный номер №) произведено ориентирование на местности.
Такой способ определения местонахождения участка, его площади и относимости к лесному фонду соответствует Наставлению по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденному приказом Рослесхоза от 15 июня 1993 года №, в пункте 18 которого указано, что съемка границ и привязка лесосек производится с помощью буссоли, гониометра или других геодезических инструментов, а промеры линий – мерной лентой или стальной рулеткой длиной 20 метров и более.
Документы на перечисленные технические средства и данные об их нахождении на балансе ГКУ «Сахалинские лесничества» представлены суду и приобщены к материалам дела.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверке подлежат средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Использованная при осмотре мерная линейка согласно представленному суду свидетельству поверена в установленном порядке.
Прибор «Буссоль АР-1», применяемый для инструментальной (геодезической) съемки, вопреки доводам защитника ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», технологической поверке не подлежит, поскольку средством измерения не является. В приказе Федеральной службы геодезии и картографии России от 17 июня 1999 года № 80-ПР «Об утверждении и введении в действие Инструкции по проведению технологической поверки геодезических приборов» перечислен исчерпывающий перечень геодезических приборов, подлежащих технологической поверке при выполнении топографо-геодезических работ, в котором «Буссоль» не поименован. GPS навигатор GARMAP, применяемый для геопозиционирования на местности, также используется не как средство измерения, а как средство фиксации лесонарушения.
Вместе с тем при фиксации правонарушения у должностных лиц Охинского лесничества возникли сомнения в правильности определения лесного участка, на котором зафиксировано нарушение.
2 июня 2020 года исполняющим обязанности главного лесничего Охинского лесничества – филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» издан приказ № о проведении мероприятия по контролю (патрулированию) территории лесного фонда в Тунгорском часть 1 участковом лесничестве Охинского лесничества, по результатам которого 2 июня 2020 года составлен акт осмотра (обследования) территории лесного участка Охинского лесничества, которым установлено, что загрязнение, выявленное в результате осмотра (обследования), проведенного 12 мая 2020 года, фактически находится на прилегающем к кварталу 99 (выдел 2) квартале 132 (выдел 2) Тунгорского части 1 участкового лесничества Охинского лесничества. В результате мер по уборке территории площадь загрязнения на момент патрулирования уменьшилась до 0,2 га.
При рассмотрении дела в результате сопоставления места разлива нефтесодержащей жидкости, расположения лесных участков, опроса свидетелей, осуществляющих контрольные мероприятия в виде осмотра и патрулирования территории лесного фонда, Охинским городским судом достоверно установлено, что ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» допущено загрязнение лесного участка в части выдела 2 квартала 132 Тунгорского часть 1 участкового лесничества Охинского лесничества.
Указанный квартал в части выдела 2, равно как и квартал 99 в части выдела 2 лесного участка Тунгорского части 1 участкового лесничества Охинского лесничества, на котором первоначально было зафиксировано загрязнение, согласно договору аренды лесного участка от 11 мая 2018 года №, заключенному между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (арендодатель) и публичным акционерным обществом «Нефтяная компания «Роснефть» в лице исполняющего обязанности генерального директора общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» Х.С.Р. (арендатор), находится в границах лесничества и соответственно относится к землям лесного фонда.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом технического расследования некатегорийного отказа нефтепровода от 29 января 2020 года, протоколом осмотра принадлежащих ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» территорий от 4 февраля 2020 года с фототаблицами, постановлением от 9 апреля 2020 года о привлечении ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, справкой о нахождении нефтепровода на балансе ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», актом осмотра, обследования территории лесного участка Охинского лесничества от 12 мая 2020 года с фототаблицами, актом осмотра, обследования территории лесного участка Охинского лесничества от 2 июня 2020 года с фототаблицами, договором аренды лесного участка от 11 мая 2018 года №, показаниями в суде свидетелей - государственного инспектора по охране леса К.Д.В., исполняющего обязанности главного лесничего Охинского лесничества – филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» Е,Н.К., участкового лесничего Охинского лесничества У.В.А., непосредственно выезжавших и осматривающих место разлива, и сомнений не вызывает.
Таким образом, установив причинную связь между допущенным ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» разливом нефтесодержащей жидкости в результате несоблюдения требований при эксплуатации нефтепровода и загрязнением ею лесного участка, относящегося согласно таксационному описанию и договору аренды к эксплуатационным лесам, судья пришел к обоснованному выводу о том, что совершенное ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» не был принят необходимый объем мер для ликвидации последствий разлива нефтесодержащей жидкости на эксплуатируемом им нефтепроводе, что повлекло загрязнение прилегающего к нему лесного участка, указанное юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности.
Учитывая, что сам факт загрязнения лесного участка вредным веществом образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы о том, что не произведен отбор проб и неправильно определена площадь загрязнения правового значения для дела не имеют.
Вопреки доводам жалобы нарушений процедуры проведения мероприятий по контролю при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка и патрулирования, требования к которым закреплены в статье 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в Порядке оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года №, в Порядке проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории лесного фонда Сахалинской области, утвержденном приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 29 июня 2017 года № не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Наказание определено в пределах санкции части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что при рассмотрении дела судьей не допущены существенные нарушения норм процессуального права и правильно применены нормы материального права, оснований для отмены постановления и судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
решение судьи Охинского городского суда от 22 октября 2020 года и постановление руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти Сахалинской области, директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области от 2 июля 2020 года № вынесенные по делу о привлечении ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» Подгаецкого Е.А. – без удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 30.13-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование постановления по делу об административном правонарушении и настоящего решения возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова