ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-907/2022 от 29.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59RS0035-01-2022-002036-69

Судья Пантилеева Е.В.

Дело № 72-907/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 29 сентября 2022 г.

Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., рассмотрев жалобу защитника администрации Соликамского городского округа Т. на постановление главного государственного инспектора Соликамского городского округа по пожарному надзору от 10.06.2022, решение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 28.07.2022, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Соликамского городского округа,

у с т а н о в и л :

постановлением главного государственного инспектора Соликамского городского округа по пожарному надзору № 94 (ЮЛ) от 10.06.2022 (резолютивная часть объявлена 09.06.2022) администрация Соликамского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Соликамского городского суда Пермского края от 28.07.2022, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника С., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Т. просит отменить решение судьи городского суда и постановление должностного лица, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Считает, что администрация не является субъектом вмененного административного правонарушения. Указанные в пункте 1 Постановления № 94 улицы и водопроводные сети под ними находятся в частной собственности; пожарные гидранты, расположенные по ул. Кедровая 30 и ул. Титова 4 в д. Чертеж находятся в частной собственности; водопровод в д. Чертеж находится в старой части деревни. Решением экспертного совета администрации Соликамского городского округа было отказано выделить денежные средства на строительство противопожарного водоема в д. Чертеж, в связи с отсутствием финансовых средств. В соответствии с техническим планом водопровода с. Тохтуева у администрации отсутствует возможность установки гидрантов, поскольку водопроводные сети не пролегают по указанным в пункте 9 Постановления № 94 улицам. Водопроводные сети с указанными характеристиками в Едином реестре объектов муниципальной собственности Соликамского городского округа не значатся. Информацией о собственниках вышеуказанных объектов недвижимости Управление не располагает. Из названных обстоятельств следует, что на администрацию не может быть возложена обязанность по установке пожарных гидрантов на обозначенных улицах. Считает пункты 1 и 2 постановления должностного лица взаимоисключающими. В постановлении должностного лица не указано конкретно, где следует разместить площадку (пирс) рядом с естественным видеоисточником, количество таких площадок (пирсов). В пункте 8 постановления № 94 должностным лицом не указано место совершения правонарушения. В пункте 10 постановления № 94 должностным лицом не указано, в чем заключается ненадлежащее техническое содержание подъезда к пожарному гидранту. Пожарные гидранты, обозначенные в п. 14 постановления № 97 в соответствии с письмом ООО «Водоканал» находятся на балансе ООО «Водоканал». В пунктах 4, 11, 12 Постановления № 91 не указано, каким образом установлено правонарушение, есть ли доказательства фиксации правонарушения. В течение 2021 года было запланировано создание дополнительного подразделения ОУ ПО «ДПК СГО ПК», обслуживающего и д. Чертеж. В период пожарного сезона 2022 г. организовано ежедневное патрулирование территории населенного пункта и федеральных лесов. Полагает, что исходя из пункта 74 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» не следует, что на администрации лежит обязанность по созданию минерализованных полос. Обязанность обустройства минерализованных полос лежит на собственниках земельных участков (гражданах).

В судебном заседании в краевом суде законный представитель администрации Соликамского городского округа, извещенный надлежащим образом, участия не принимал. Защитник Т. направила ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие, на доводах, изложенных в жалобе, настаивала.

Заместителем начальника 10 ОНПР Е. представлен письменный отзыв на жалобу, считает постановление должностного лица и решение судьи городского суда обоснованными и не подлежащими отмене.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции от 27.04.2022, действующей на дату совершения правонарушения) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

На основании статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

На основании статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с частями 1, 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах, согласно которым дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.

Частью 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что для зданий, сооружений и строений должно быть обеспечено устройство, в том числе, пожарных проездов и подъездных путей к зданиям, сооружениям и строениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

На основании пункта 49 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В соответствии с пунктом 71 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

На основании пунктов 4.1, 4.2, 4.3 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» установлено, что в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения. Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.

Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В соответствии с пунктом 8.9 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.

Согласно пунктам 10.4, 10.5 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м;

при заборе воды мотопомпами - 100-150 м (в зависимости от типа мотопомп).

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости, до открытых складов горючих материалов и оборудования, содержащего легковоспламеняющиеся и горючие жидкости или горючие газы, должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.

На основании пункта 10.10 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

Судом установлено, что на основании распоряжения начальника 10 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Соликамскому городскому округу управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Пермскому краю М. № 68 от 21.04.2022 с целью осуществления федерального государственного пожарного надзора, исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период» от 19.01.2022 проведена внеплановая, выездная проверка администрации Соликамского городского округа в период с 11.05.2022 по 20.05.2022.

По результатам проведенной внеплановой, выездной проверки 20.05.2022 составлен акт № 68 и выдано предписание № 68/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, срок исполнения которого установлен до 30.04.2022.

Выявленные нарушения в результате проведенной внеплановой, выездной проверки послужили основанием для составления в отношении администрации Соликамского городского округа протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору № 94 (ЮЛ) от 10.06.2022 администрация Соликамского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что в нарушение статей 1-5, 19, 62, 63, 68, 76, 90 Федерального закона от 22.07.2008 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 4.2, 4.3, 8.9, 10.4. 10.10 Свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты». Источники наружного противопожарного водоснабжения пункта», пунктов 48, 71, 74, 75 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ»; пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пункта 8.6 раздела 8 приказа МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», администрацией Соликамского городского округа:

населенный пункт - д. Чертёж, Соликамского городского округа не обеспечен требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно: не соблюдается условие обслуживания источниками наружного противопожарного водоснабжения зданий, находящихся в радиусе 200 метров, в том числе: улицы Дальняя, Дачная, Трактовая, Раздольная, Морозова, 50 лет Победы, Тихая, Речная, Центральная, Пушкина, Рябиновая, Осокина, Сиреневая, Кленовая, Сочинская, Хвойная, Залесная, Еловая, Леонова, Гагарина, Космонавтов и другие улицы населенного пункта д. Чертёж с учетом обслуживания источников наружного противопожарного водоснабжения зданий в радиусе не более 200 метров. Фактически на территории населенного пункта, расположено два частных пожарных гидранта ул. Кедровая, 30 и ул. Титова, 4;

вблизи (в радиусе 200 метров) от д. Чертёж имеется естественный водоисточник (река), при этом администрацией Соликамского городского округа не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (за исключением случаев, когда территория населенного пункта и находящиеся на нем здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения);

направления движения к пожарным гидрантам на ул. Кедровая, 30 и ул. Титова, 4 не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

не обеспечено время прибытия первого подразделения пожарной охраны - не более 10 минут к месту вызова д. Чертеж, Соликамского городского округа;

ширина проезда для пожарной техники в населенном пункте д. Чертеж (ул. Залесная, д. 9) менее 3,5 м, фактически ширина проезда составляет 3,1 м;

не предусмотрено создание защитной противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,5 м между лесным участком и объектами защиты в д. Чертеж по всей протяженности границы;

не предусмотрено создание защитной противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,5 м между лесным участком и объектами защиты в с. Тохтуева по всей протяженности границы;

направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения (пожарным гидрантам и водоемам), расположенным в с. Тохтуева, не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

населенный пункт с. Тохтуева, Соликамского городского округа не обеспечен требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно: не соблюдается условие обслуживания источниками наружного противопожарного водоснабжения зданий, находящихся в радиусе 200 м: не обеспечены улицы Свободы, 11-й Пятилетки, Пермская, ул. Новостройки от дома № 6, Майская, Северная от дома № 15 с учетом обслуживания источников наружного противопожарного водоснабжения зданий в радиусе не более 200 м;

не обеспечено надлежащее техническое содержание подъезда к пожарному гидранту, расположенному по адресу: с. Тохтуева, ул. Молодежная, 6 (ДК «Альянс»). Фактически подъезд отсутствует, забор воды пожарным автомобилем из пожарного гидранта невозможен;

не обеспечено время прибытия первого подразделения пожарной охраны не более 10 минут к месту вызова д. Володино, Соликамского городского округа;

не обеспечено время прибытия первого подразделения пожарной охраны не более 10 минут к месту вызова д. Кузнецова, Соликамского городского округа;

населенный пункт - г. Соликамск не обеспечен требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно: не соблюдается условие обслуживания источниками наружного противопожарного водоснабжения зданий, находящихся в радиусе 200 метров, в том числе: в южной части города не обеспечены улицы Уральская - Пушкина - Ватутина - Бабушкина (3-й микрорайон); Ломоносова - Советская - Ватутина (3-й микрорайон); Советская - Парижской Коммуны, Красноармейская - Ломоносова (3-й микрорайон), Красноармейская, Дальняя, К. Либкнехта (заречная часть города, Карналлитовая, Моховая (мкр. Карналлитово); в северной части города не обеспечены улицы Фрунзе, Межевая, Нагорная, Строительная, 2 пер. Ульянова - Ульянова - Коммунистическая - 2 пер. Коммунистический; ул. Энергетиков от железнодорожного переезда в сторону центральной части г. Соликамска до ул. Всеобуча (объекты: торговый павильон «СтройК», пилорамы, технологический колледж, складские и производственные объекты), ул. Энергетиков до ул. Лесной поселок до железнодорожного переезда (магазин «Светофор», магазин «Большой», мебельный цех «Содружество»);

направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и др.), расположенным в г. Соликамск, не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, в том числе: пожарный гидрант, расположенный по адресу: г. Соликамск, ул. Ватутина (гаражи), пожарный гидрант, расположенный по адресу: Соликамск, ул. Ватутина 57 (лыжная база (Снежинка»); пожарный гидрант, расположенный на пересечении проспекта Ленина и Красного бульвара и другие источники наружного противопожарного водоснабжения г. Соликамска.

Факт совершения администрацией Соликамского городского округа административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств: распоряжением (приказом) о проведении внеплановой, выездной проверки от 21.04.2022 года № 68; актом проверки № 68 от 20.05.2022; предписанием № 68/1/1; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении № 94 от 20.05.2022, а также иными материалами дела, которым должностным лицом административного органа и судьей городского суда дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оценив собранные доказательства, должностное лицо, а впоследствии и судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление, пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях администрации Соликамского городского округа несостоятельны.

Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности обоснованно возложена на администрацию Соликамского городского округа, поскольку установленные нарушения должностными лицами выявлены в границах муниципального округа. Каких-либо неустранимых сомнений в том, что именно Администрация Соликамского городского округа является надлежащим субъектом административного правонарушения, не имеется.

Доводы жалобы о том, что улицы в д. Чертеж и водопроводные сети, а также пожарные гидранты, расположенные по ул. Кедровая 30 и ул. Титова 4, являются частными, об удаленности муниципального водопровода в д. Чертеж от перечисленных улиц, об отсутствии на улицах в с. Тохтуева водопроводных сетей, об отсутствии муниципальных водопроводных сетей с требуемыми характеристиками, не освобождают администрацию городского округа от исполнения обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, отнесенных пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа. Отсутствие необходимых водопроводных сетей не может рассматриваться в качестве объективного препятствия для исполнения обязанности по прокладке таких сетей и установке гидрантов. Наличие собственников объектов недвижимости не является препятствием для реализации первичных мер пожарной безопасности по соглашению сторон или в принудительном порядке вплоть до проведения процедуры изъятия земельных участков для муниципальных нужд на основании статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ссылка заявителя на решение экспертного совета администрации Соликамского городского округа отказать в выделении денежных средств на строительство противопожарного водоема в д. Чертеж отмену состоявшихся по делу актов не влечет. Определение порядка финансирования первичных мер пожарной безопасности не входит в предмет доказывания по делу об административном правонарушении. Отсутствие у муниципального образования достаточных денежных средств не освобождает от исполнения обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Доводы жалобы о том, что пунктах 1 и 2 постановления должностного лица зафиксированы взаимоисключающие нарушения необоснованны. В условиях отсутствия в радиусе 200 м гидрантов и площадок у естественного водоисточника часть домов может быть обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, часть - наличием естественного водоисточника. Поскольку ни одно из условий не выполнено, одновременно нарушаются оба требования.

Согласно п. 75 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что органами местного самоуправления создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения и создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения.

Указание на конкретное место размещения площадки у естественного водоисточника и количество таких площадок не имеет значения для решения вопроса о привлечении лица к административной ответственности, в связи с чем обоснованно не нашло отражения в описании объективной стороны административного правонарушения. Должностным лицом правильно указано на отсутствие таких площадок в радиусе 200 метров.

Вопреки указанным доводам, соблюдение требований пожарной безопасности в настоящем случае обоснованно возложено на администрацию Соликамского городского округа, поскольку место выявленного нарушения требований пожарной безопасности относится к территории, которая расположена в границах Соликамского городского округа.

Довод жалобы об отсутствии описания нарушения, указанного в пункте 10 постановления должностного лица, не обоснован. В соответствующем пункте постановления указано на фактическое отсутствие подъезда к пожарному гидранту по адресу с. Тохтуева, ул. Молодежная, 6 (ДК «***»). Описание нарушения является понятным и достаточным.

В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

В связи с этим не нахожу оснований для вывода об отсутствии у администрации Соликамского городского округа обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в виде организации добровольной пожарной охраны.

Вопреки доводам жалобы принятые меры - планирование создания дополнительного подразделения, ежедневное патрулирование территории населенного пункта и федеральных лесов, не имеют значения если они не обеспечивают время прибытия первого подразделения пожарной охраны не более 10 минут к месту вызова.

В силу пункта 74 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Отсутствие защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра между лесными участками и объектами защиты в д. Чертеж и в с. Тохтуева по всей протяженности границы, указанное в пунктах 6-7 постановления должностного лица, представляет реальную угрозу для жизни и здоровья жителей населенных пунктов и их имущества.

Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки соблюдения противопожарного законодательства в нарушение вышеназванных норм администрацией не выполнены противопожарные мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения.

Таким образом, вопреки доводам защитника в силу прямого указания закона реализация мер пожарной безопасности является обязанностью органа местного самоуправления. Ссылка заявителя на пункт 70 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 ошибочна, поскольку предусмотренная в этом пункте минерализованная полоса шириной не менее 0,5 метра и нарушение данного пункта администрации Соликамского городского округа не вменяется.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что администрацией предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.

При данных обстоятельствах, учитывая, что вина администрации Соликамского городского округа в совершении правонарушения административным органом установлена, администрация является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от нее мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено, выводы должностного лица и судей о наличии в действиях администрации Соликамского городского округа признаков состава вмененного в вину правонарушения, соответствует правильному применению норм материального права и подтверждается материалами дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьей обстоятельства выявленного нарушения в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия администрации Соликамского городского округа правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, не влияют на правильные выводы должностного лица и судьи городского суда о совершении администрацией правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено администрации Соликамского городского округа с учетом положений части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, ниже минимального предела административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Соликамского городского округа допущено не было.

При таком положении оснований для отмены, изменения постановления должностного лица и решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление главного государственного инспектора Соликамского городского округа по пожарному надзору от 10.06.2022, решение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 28.07.2022, вынесенные в отношении администрации Соликамского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Т. - без удовлетворения.

Судья - (подпись)