ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-90/2021 от 18.06.2021 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

№72-90/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ 18 июня 2021 года

Судья Верховного Суда РСО-Алания Хадонов С.З., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении №... от 4 октября 2020 года и решение судьи Алагирского районного суда РСО-Алания от 17 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением по делу об административном правонарушении №... от 4 октября 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... (...) рублей.

Решением судьи Алагирского районного суда РСО-Алания от 17 февраля 2021 года вышеназванное постановление должностного лица от 4 октября 2020 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, ФИО1 выражает несогласие с вынесенными постановлением должностного лица от 4 октября 2020 года и решением судьи районного суда от 17 февраля 2021 года, просит их отменить и прекратить производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Должностное лицо ОБ ДПС ГИБДД МВД по РСО-Алания ФИО2 в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе, когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).

Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины, установление которой является обязательным в ходе рассмотрения дела.

Правовой основой государственной регистрации транспортных средств являются Конституция Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Федеральный закон №283-Ф3 от 3 августа 2018 года «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, государственный учет не прекращен и соответствует Основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации 23 октября 1993 года №1090.

В силу статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года №283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Российской Федерации государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях:

государственного учета транспортных средств;

обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.

Обязанность государственного учета транспортного средства в силу вышеназванного закона возникает у его владельца в течение десяти дней, со дня временного ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.

Однако данные требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении.

В силу пункта б статьи 1 Конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года, транспортное средство считается находящимся в "международном движении" по территории какого-либо государства, если оно:

принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства;

не зарегистрировано в этом государстве;

временно ввезено в него;

однако каждая Договаривающаяся Сторона вправе не считать находящимся в «международном движении» любое транспортное средство, которое оставалось на ее территории более одного года без значительного перерыва, продолжительность которого может устанавливаться этой Договаривающейся Стороной.

Состав транспортных средств считается находящимся в «международном движении», если по крайней мере одно из транспортных средств состава отвечает этому определению.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (действующего на момент привлечения лица к административной ответственности), собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина, принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации, договорились об учреждении Евразийского экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.

Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.

Вместе с тем, действующим законодательством, установлены исключения в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов ЕАЭС.

Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан 10 октября 2014 года и начал действовать со 2 января 2015 года (далее - Договор).

В силу пункта 35 Условий и переходных положений (приложение N 3 к Договору) автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 данного Приложения, зарегистрированные на территории Республики Армении, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктами 30 и 31 Условий, а также согласно пп. к) п. 1 Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - решение от 20 декабря 2017 года №107) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС и указанных в пунктах 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к решению от 20 декабря 2017 года № 107, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, не применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, установленные пунктами 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к решению от 20 декабря 2017 года №107.

Автомобили, указанные в пункте 30 Условий, в других государствах- членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении №2 к решению от 20 декабря 2017 года №107.

В Договоре о присоединении Армении в ЕАЭС от 29.05.2014 года (абзац 2 и 3 пункта 40, раздел 5 «Вопросы таможенно-тарифного регулирования» указано, что «Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин о сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств-членов ЕАЭС без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию.

В официальной информации МВД России по вопросам допуска к участию в дорожном движении ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения (от 08.09.2020 года) также указано, что «с учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления».

Таким образом, с учетом особых Условий вступления Республики Армения в Евразийский экономический союз, транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущенные в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года, имеют статус иностранного товара.

При уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных в ЕАЭС и Республике Армения, транспортные средства, имеющие статус иностранного товара, приобретают статус товаров Евразийского экономического союза (товаров Союза).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Как следует из материалов дела, постановлением должностного лица ГИБДД от 4 октября 2020 года ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Согласно данному постановлению от 4 октября 2020 года, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что ФИО3 неправомерно управлял транспортным средством «...» с регистрационным знаком Республики Армения ... без государственной регистрации в установленном порядке.

Признавая законным обжалуемое постановление должностного лица и отказывая в удовлетворении жалобы ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что событие правонарушения в действиях заявителя установлено, а его вина в совершении вмененного административного правонарушения доказана.

При этом, суд в обоснование своих выводов о законности вынесенного должностным лицом ГИБДД постановления, сослался на то, что вина ФИО1 полностью подтверждена представленными им документами, а именно жалобой заявителя и его паспортом, из которых усматривается, что транспортное средство марки «...» с регистрационным знаком

... было приобретено ФИО1 в Республике Армения и зарегистрировано там же, в то время как ФИО1 по месту постоянного жительства зарегистрирован в Российской Федерации.

Указанные доказательства, по мнению суда первой инстанции, свидетельствуют о наличии в действиях ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

Данные выводы судьи не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку противоречат требованиям статей 26.1, 26.11, КоАП РФ.

В силу названных норм по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена ответственность, виновность лица.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Между тем, факт совершения ФИО1 административного правонарушения квалифицированного по ч.1 ст.12.1 КоАП РФ не подтверждается ни одним имеющимся в деле доказательством, а именно, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы на транспортное средство ...» с регистрационным знаком ... (технический паспорт ТС, свидетельство об учете ТС, и т.п.), что не дает возможность установить где и когда было зарегистрировано транспортное средство и поставлено на учет, а также когда оно было выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения, и имеет ли транспортное средство в Российской Федерации статус иностранного товара, требующего таможенного оформления. В материалах дела также отсутствуют копия Российского паспорта заявителя с отметкой о его постоянной регистрации на территории Российской Федерации, и копия заграничного паспорта с отметкой компетентных органов о датах его пребывания в Республике Армения и обратного выезда в Российскую Федерацию.

Указанные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении №... от 4 октября 2020 года и решение судьи Алагирского районного суда РСО-Алания от 17 февраля 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде РСО-Алания жалобы ФИО1 срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда РСО-Алания,

решил:

постановление по делу об административном правонарушении №... от 4 октября 2020 года и решение судьи Алагирского районного суда РСО-Алания от 17 февраля 2021 года, вынесенных в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья С.З. Хадонов

Определение14.08.2021