УИД 66RS0003-02-2022-000560-51
дело № 72-917/2022 год
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Свердловского областного суда Вдовиченко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2022 года жалобу защитника Гилевой Е.П. на постановление временно исполняющего обязанности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № С01-85/2022-02 от 17 марта 2022 года и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18 мая 2022 года № 12-489/2022, вынесенные в отношении юридического лица - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица, оставленным без изменения решением судьи районного суда, ОАО «РЖД» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В жалобе защитник Гилева Е.П. просит об отмене состоявшихся решений в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, а также ввиду допущенных процессуальных нарушений и малозначительности деяния.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав защитника Кобзева С.Ю., поддержавшего жалобу, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Из материалов дела следует, что 03 марта 2022 года в 12:00 часов заместителем начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при проведении анализа сведений, размещенных в государственном водном реестре, государственной информационной системе «Рыбоохрана» ФГБУ «ЦУРЕН», содержащихся в решении о предоставлении водного объекта в пользование от 04 мая 2018 года №66-14.01.05.005-Р-РСВХ-С2018-02192/00, установлен факт осуществления ОАО «РЖД» иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Установлено, что в нарушение абз. 9 ст. 3, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384, ОАО «РЖД» осуществляет сброс сточных вод, сформированных хозяйственно-бытовыми сточными водами с территории филиала ОАО «РЖД» Екатеринбургский территориальный участок и пристанционного поселка и производственными стоками от объектов Решёты, поступающими в реку Чаша на 1,4 км от устья, через выпуски № 1, без согласования мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области рыболовства.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ОАО «РЖД» протокола об административном правонарушении от 03 марта 2022 года №С01-85/2022-02 и вынесения постановления от 17 марта 2022 года №С01-85/2022-02 о назначении юридическому лицу административного наказания.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда на основании собранных должностным лицом доказательств посчитал вину ОАО «РЖД» доказанной, в связи с чем вынес решение об оставлении постановления без изменения.
Вместе с тем с такими выводами судьи согласиться нельзя.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, должностное лицо Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству провело анализ сведений, не оформив каким-либо образом результаты этого анализа, после чего 12 января 2022 года, не возбуждая дело об административном правонарушении, вынесло определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, должностное лицо данным определением обязало ОАО «РЖД» в трехдневный срок со дня получения определения предоставить в Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству решение о предоставлении водного объекта в пользование; договор о водопользовании; нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения; письменные пояснения о причинах отсутствия истребуемых сведений.
Предоставленные ОАО «РЖД» документы и письменные объяснения послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем для должностных лиц Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству поводами к возбуждению дела об административном правонарушении могут являться:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Также основаниями для составления должностными лицами Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству протокола об административном правонарушении могут быть
- материалы административного расследования, проведенного в порядке, предусмотренном ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- материалы государственного мониторинга водных биологических ресурсов.
Согласно п. 2 Положения о Нижнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 17 сентября 2013 года № 705, Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
В силу п.п. 8.1.20, 8.2.3 названного Положения Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в соответствии с закрепленной сферой деятельности
- осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на территории осуществления полномочий Управления и по поручению Агентства на иной территории Российской Федерации;
- организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга.
При этом Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству имеет право:
- запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведения, необходимые для принятия решений в установленной сфере деятельности Управления;
- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;
- проводить проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, нормы и правила, в пределах компетенции Управления (п. п. 9.2, 9.4, 9.5, 9.6 Положения).
Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 994.
В соответствии с п. 2 этого Положения мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за:
- распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства, а также средой их обитания;
- рыболовством и сохранением водных биоресурсов, осуществляемых с использованием космических средств и информационных технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации, позволяющих обеспечить сбор, обработку и хранение данных таких наблюдений.
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, устанавливающее порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 996.
В силу пп. «а» п. 3 данного Положения предметом государственного контроля (надзора) являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», другими федеральными законами, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, включая требования о выполнении мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе требования о наличии эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях.
Согласно п. 5, пп. «б» п. 8 органы контроля осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает, в частности руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству.
Пунктами 15 и 57 Положения также предусмотрено, что органы контроля проводят профилактические мероприятия (информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит), а также внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (контрольная закупка, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка).
Исходя из анализа положений ст. ст. 57, 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществляется по заданию уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а проведение контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, а также документарные проверки - по решению контрольного (надзорного) органа, подписанному уполномоченным должностным лицом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, физических и юридических лиц, средств массовой информации материалы, сообщения и заявления, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству не поступали и не анализировались.
Административное расследование в отношении ОАО «РЖД» должностным лицом административного органа не проводилось. Вмененные ОАО «РЖД» нарушения выявлены должностным лицом не в результате осуществления государственного мониторинга водных биологических ресурсов.
Следовательно, правонарушение, вмененное ОАО «РЖД», выявлено должностным лицом Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при этом задание уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа или соответствующее решение, подписанное уполномоченным должностным лицом, в материалах дела отсутствует.
Приходя к выводу о выявлении факта нарушения закона при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, суд учитывает, что должностное лицо Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству фактически провело мероприятие по контролю, вступив во взаимодействие с ОАО «РЖД», истребовав необходимые документы и информацию.
Возбуждение дела об административном правонарушении при непосредственном обнаружении должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), было возможно лишь при осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов или проведении административного расследования или контрольных (надзорных) мероприятий, чего в указанном случае сделано не было.
Достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, получены должностным лицом Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по результатам непосредственного взаимодействия с ОАО «РЖД» в отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не мог быть использован при вынесении постановления.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на не вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения, однако, оставлено судьей районного суда вопреки положениям ст. ст. 24.1, 26.1 названного Кодекса без внимания.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление временно исполняющего обязанности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 17 марта 2022 года и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18 мая 2022 года, вынесенные в отношении юридического лица - ОАО «РЖД» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Свердловского областного суда С.А. Вдовиченко