ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-91/2013 от 26.04.2013 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Е.В. Мурынчик дело № 72-91/2013

Р Е Ш Е Н И Е

26апреля 2013 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника Андреенко А.М. – С.Н.Н. на решение судьи Корсаковского городского суда от 11 февраля 2013 года по делу о привлечении Андреенко А.М. к административной ответственности по части 2 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением временно исполняющего обязанности начальника Службы в городе Корсакове пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области от 18 декабря 2012 года капитан судна «<данные изъяты>» Андреенко А.М. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Данное постановление защитник Андреенко А.М. – С.Н.Н. обжаловал в суд.

Решением судьи Корсаковского городского суда от 11 февраля 2013 года обжалуемое постановление оставлено без изменения.

На указанное решение судьи защитником Андреенко А.М. – С.Н.Н. принесена жалоба, в которой он просит об его отмене и прекращении производства по делу ввиду отсутствия в действиях Андреенко А.М. состава административного правонарушения. Указывает на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения судна в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Кроме того судно «<данные изъяты>» не занималось промысловой деятельностью, а пользовалось правом свободы судоходства с коммерческим грузом на борту. Поэтому к возникшим правоотношениям не применимы нормативные правовые акты, регламентирующие правила добычи водных биологически ресурсов.

В судебном заседании защитник С.Н.Н. дополнил доводы жалобы указанием на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о сертификации приборов, с помощью которых был установлен факт нахождения судна «<данные изъяты>» в указанных в материалах дела координатах.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Андреенко А.М. – С.Н.Н., поддержавшего жалобу и дополнение к ней, представителя службы в городе Корсакове Погрканичного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации П.О.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» охрану исключительной экономической зоны, ее природных ресурсов, охрану окружающей среды, в том числе морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Координация использования сил органов охраны осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в пределах его компетенции.

В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960, Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Согласно пункта 9 статьи 9 Положения Федеральная служба безопасности России для решения основных задач организует деятельность органов безопасности по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, утвержденного приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 26 сентября 2005 года № 569 должностные лица органов государственного контроля в пределах предоставленных им полномочий имеют право останавливать и осматривать российские и иностранные суда, используемые для осуществления деятельности, в том числе, по добыче (вылову) морских биологических ресурсов в промышленных целях и транспортировку уловов морских биологических ресурсов и продуктов их переработки; погрузке, выгрузке, перегрузке морских биологических ресурсов, добытых (выловленных) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и продуктов их переработки на другие суда; вывозу добытых (выловленных) морских биологических ресурсов и продуктов их переработки за пределы исключительной экономической зоны Российской Федерации; иной деятельности, осуществляемой пользователями морских биологических ресурсов в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 36 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» предусматривает, что должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие, в том числе, рыболовство в исключительной экономической зоне, перегрузку в исключительной экономической зоне уловов водных биоресурсов на другие суда; иную деятельность в исключительной экономической зоне.

Статьей 12.4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации обеспечивать беспрепятственный доступ на судно должностных лиц органов охраны.

Как видно из материалов дела, Андреенко А.М., находясь на борту судна «<данные изъяты>» и исполняя служебные обязанности капитана судна, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в период с 21 часа 06 минут до 21 часа 35 минут не отвечал на запросы ПСКР «<данные изъяты>» и не выполнял требования об остановке судна; при этом осуществлял опасное маневрирование, пытаясь уйти от преследования и не допустить осмотр судна. Андреенко А.М. выполнил требования об остановке судна только после выполнения предупредительной стрельбы.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Андреенко А.М. не выполнил законные требования должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что Андреенко А.М. не занимался промышленным рыболовством, а следовал с коммерческим грузом на борту и не знал о нахождении в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, так как ему не известны географические координаты внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации противолежащие побережью Японии, поскольку делимитация исключительной экономической зоны между Россией и Японией не определена, являются несостоятельными.

Довод о том, что судно «Атлантис» в момент обнаружения и задержания не находилось в исключительной экономической зоне Российской Федерации в связи с тем, что делимитация исключительной экономической зоны Российской Федерации не производилась, является несостоятельным.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В силу статьи 2 указанного закона делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 74 Конвенции Организации объединенных наций по морскому праву (Монтего-Бей 10 декабря 1982 года) делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного Суда, в целях достижения справедливого решения.

До заключения соглашения, как предусматривается в пункте 1, заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают все усилия для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерба окончательной делимитации.

До настоящего времени делимитация исключительной экономической зоны между Россией и Японией не осуществлена.

Вместе с тем, данное обстоятельство не исключает отнесение точки обнаружения и задержания судна «<данные изъяты>» к исключительной экономической зоне Российской Федерации.

7 декабря 1984 года между правительствами Союза Советских Социалистических Республик, преемником которого является Российская Федерация, и Японией заключено Соглашение о взаимных отношениях в области рыболовства и побережий обеих стран.

В соответствии со статьями 1, 2, 6 указанного Соглашения ежегодно проводятся сессии Российско-Японской комиссии по рыболовству, на основании решений которых японскими судами осуществляется рыбный промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации по установленным квотам вылова, видовому составу, промысловым районам.

В частности, на основании решений сессий указанной комиссии в соответствии с требованиями Приказа Госкомрыболовства Российской Федерации от 10 октября 1996 года № 185 «О порядке и механизме предоставления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции» японскими судами подаются судовые суточные донесения, где указывается, в том числе, промысловый район, находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации, имеющий определенный номер и ограниченный географическими координатами.

Для точки обнаружения судна «<данные изъяты>» данным промысловым районом является № подзона Восточный Сахалин, находящаяся в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9, 10 статьи 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов  , производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;

промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

Таким образом, промышленное рыболовство представляет собой деятельность, которая не ограничивается рамками добычи (вылова) водных биологических ресурсов, и представляет, приемку, перегрузку, транспортирование, хранение и выгрузку как самостоятельные специализированные виды рыболовства.

Поскольку судно «<данные изъяты>» является рыбопромысловым, осуществляющим транспортировку уловов водных биологических ресурсов, капитан судна обязан выполнять требования Российского законодательства в части остановки судна, следующего в исключительной экономической зоне, по требованию должностного лица органа охраны исключительной экономической зоны.

То обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют сведения о сертификации радиолокационной станции ПСКР «<данные изъяты>», с помощью которой было обнаружено судна «<данные изъяты>», основанием для отмены решения судьи не является, поскольку факт остановки судна в указанных в материалах дела координатах Андреенко А.М. не оспаривается.

При таких обстоятельствах, учитывая, что при рассмотрении дела судьей правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Корсаковского городского суда от 11 февраля 2013 года оставить без изменения, жалобу защитника Андреенко А.М. – С.Н.Н. – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова