УИД: 66RS0003-02-2022-000565-36
дело № 72-979/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 7 сентября 2022 года жалобу защитника Хорошиловой Е.К. на постановление врио старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 17 марта 2022года № С01-89/2022-02 и решение судьи Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 2 июня 2022 года №12-493/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Аэропорт Кольцово»,
установила:
постановлением врио старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 17 марта 2022года № С01-89/2022-02 публичному акционерному обществу «Аэропорт Кольцово» (далее – ПАО «Аэропорт Кольцово») по части 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи районного суда постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 50000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменений.
В жалобе защитник Хорошилова Е.К. просит решение судьи отменить и производство по делу прекратить, указывая на допущенные при производстве по делу нарушения.
Проверив материалы дела, заслушав защитника Ковпак Е.В., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Как следует из материалов дела, 4 марта 2022 года в ходе анализа сведений, размещенных в государственном водном реестре, государственной информационной системе «Рыбоохрана» ФГБУ «ЦУРЕН» и содержащихся в Решении о предоставлении водного объекта в пользование от 21 октября 2020 года № 66-14.01.05.005-Р-РСБХ-С-2020-07526/00, заместителем начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству установлено, что ПАО «Аэропорт Кольцово» осуществляет сброс сточных вод, сформированных поверхностными и дренажными сточными водами с территории ПАО «Аэропорт Кольцово», поступающими в реку Исток через выпуск № 1 (географические координаты 56°44.09 С.Ш. 60°45.57 В.Д.), без проведения оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, без программы производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, без определения последствий негативного воздействия деятельности по сбросу сточных вод на состояние биоресурсов и среды их обитания, и разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, то есть без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания в нарушение абзаца 9 статьи 3, части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», подпунктов «б», «в», «е», «ж», «з» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380.
Выявленные должностным лицом нарушения послужили основанием для составления в отношении ПАО «Аэропорт Кольцово» протокола об административном правонарушении от 4 марта 2022 года (л.д. 21-25) и вынесения постановления от 17 марта 2022 года о назначении юридическому лицу административного наказания (л.д. 242-244).
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда на основании собранных должностным лицом доказательств посчитал вину ПАО «Аэропорт Кольцово» доказанной, в связи с чем принял решение об оставлении постановления без изменения.
Вместе с тем с такими выводами судьи согласиться нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, должностное лицо Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству провело определенный анализ сведений, не оформив каким-либо образом результаты этого анализа, после чего 12 января 2022 года, не возбуждая дело об административном правонарушении, вынесло определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном статьей26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, должностное лицо данным определением обязало ПАО «Аэропорт Кольцово» в трехдневный срок со дня получения определения предоставить в Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству сведения о лице, выполняющем организационно-распорядительные функции по организации осуществления юридическим лицом деятельности по охране окружающей среды, в том числе водных биологических ресурсов и водных объектов рыбохозяйственного значения (л.д. 13).
Предоставленные ПАО «Аэропорт Кольцово» документы и письменные объяснения послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем для должностных лиц Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству поводами к возбуждению дела об административном правонарушении могут являться:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Также основаниями для составления должностными лицами Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству протокола об административном правонарушении могут быть:
- материалы административного расследования, проведенного в порядке, предусмотренном статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- материалы государственного мониторинга водных биологических ресурсов.
Согласно пункту 2 Положения о Нижнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 17 сентября 2013 года № 705, Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
В силу пунктов 8.1.20, 8.2.3 названного Положения Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в соответствии с закрепленной сферой деятельности:
- осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на территории осуществления полномочий Управления и по поручению Агентства на иной территории Российской Федерации;
- организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга.
При этом Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству имеет право:
- запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведения, необходимые для принятия решений в установленной сфере деятельности Управления;
- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;
- проводить проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, нормы и правила, в пределах компетенции Управления (пункты 9.2, 9.4, 9.5, 9.6 Положения).
Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 994.
В соответствии с пунктом 2 этого Положения мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за:
- распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства, а также средой их обитания;
- рыболовством и сохранением водных биоресурсов, осуществляемых с использованием космических средств и информационных технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации, позволяющих обеспечить сбор, обработку и хранение данных таких наблюдений.
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, устанавливающее порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 996.
В силу подпункта «а» пункта 3 данного Положения предметом государственного контроля (надзора) являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», другими федеральными законами, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, включая требования о выполнении мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе требования о наличии эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях.
Согласно пункту 5, подпункту «б» пункта 8 органы контроля осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает, в частности руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству.
Пунктами 15 и 57 Положения также предусмотрено, что органы контроля проводят профилактические мероприятия (информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит), а также внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (контрольная закупка, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка).
Исходя из анализа положений статей 57, 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществляется по заданию уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а проведение контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, а также документарные проверки – по решению контрольного (надзорного) органа, подписанному уполномоченным должностным лицом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, физических и юридических лиц, средств массовой информации материалы, сообщения и заявления, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству не поступали и не анализировались.
Административное расследование в отношении ПАО «Аэропорт Кольцово» должностным лицом административного органа не проводилось. Нарушения, вмененные ПАО «Аэропорт Кольцово», выявлены должностным лицом не в результате осуществления государственного мониторинга водных биологических ресурсов.
Следовательно, правонарушение, вмененное ПАО «Аэропорт Кольцово», выявлено должностным лицом Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при этом задание уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа или соответствующее решение, подписанное уполномоченным должностным лицом, в материалах дела отсутствует.
Приходя к выводу о выявлении факта нарушения закона при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, необходимо учитывать, что должностное лицо Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству фактически провело мероприятие по контролю, вступив во взаимодействие с ПАО «Аэропорт Кольцово», истребовав необходимые документы и информацию.
Возбуждение дела об административном правонарушении при непосредственном обнаружении должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), было возможно лишь при осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов или проведении административного расследования или контрольных (надзорных) мероприятий, чего в указанном случае сделано не было.
Достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, получены должностным лицом Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по результатам непосредственного взаимодействия с ПАО «Аэропорт Кольцово» в отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 91 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не мог быть использован при вынесении постановления.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на не вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения, однако, оставлено судьей районного суда вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса без внимания.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь статьями 30.6, 30,9 пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление врио старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 17 марта 2022года № С01-89/2022-02 и решение судьи Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 2 июня 2022 года №12-493/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Аэропорт Кольцово» отменить, производство по делу прекратить в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского областного суда О.В.Сазонова