ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-980/2021 от 02.09.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 72-980/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 2 сентября 2021 года жалобу защитника Коновницина А.М. на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району ГУФССП России по Свердловской области от 29 марта 2021 года и решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 8 июня 2021 года № 12-62/2021, вынесенные в отношении отраслевого органа Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением должностного лица отраслевому органу Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

По результатам рассмотрения жалобы решением судьи районного суда постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе защитник Коновницин А.М. просит об отмене постановления должностного лица и судебного решения, указывая на невиновность юридического лица в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном документе.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Коновницина А.М., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 000 до 50 000 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 105 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что вступившим 20 сентября 2013 года в законную силу решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 12 августа 2013 года на отраслевой орган Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству возложена обязанность в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор, вывоз и размещение жидких бытовых отходов на территории муниципального образования «город Каменск-Уральский» в соответствии с требованиями СП 32.13330.2012 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (л.д. 75-80).

Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным-приставом исполнителем 29 июня 2017 года (л.д. 68-69). Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 4 августа 2017 года размер исполнительского сбора уменьшен (л.д. 64-67).

В срок до 26 февраля 2021 года, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, содержащиеся в исполнительном документе требования в полном объеме должником исполнены не были, что явилось основанием для привлечения отраслевого органа Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признавая отраслевой орган Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству виновным в совершении указанного административного правонарушения судебный пристав-исполнитель, а затем судья районного суда при пересмотре постановления о назначении административного наказания исходили из факта неисполнения судебного решения, однако иные обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предшествующими инстанциями установлены не были, доводы жалобы защитника надлежащей оценки в судебном решении не получили.

Вина лица в совершении административного правонарушения в силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит обязательному установлению при производстве по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» наличие уважительных причин исключает привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.

Правовой статус и полномочия отраслевого органа Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству определены Положением об отраслевом органе Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденным решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 26 ноября 2008 года № 24.

Согласно данному Положению орган по городскому хозяйству наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования Каменск-Уральский городской округ Свердловской области, вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах, иметь печать со своим наименованием, штампы, бланки.

Орган по городскому хозяйству в целях решения вопросов местного значения, отнесенных в соответствии с Уставом муниципального образования к компетенции Администрации Каменск-Уральского городского округа, осуществляет следующие полномочия:

- в области организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации: организация разработки схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования; организует исполнение мероприятий, предусмотренных в указанных схемах; участие в утверждении технических заданий на разработку инвестиционных программ в области водоснабжения и водоотведения; подготовка предложений по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения; подготовка предложений по определению для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского округа гарантирующей организации и предложений по присвоению статуса единой теплоснабжающей организации; подготовка предложений по согласованию вывода объектов централизованных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими исполнение полномочий в указанной области;

- осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования в отношении подведомственных муниципальных казенных учреждений (п. 1.4, п.п. 3, 17 п. 2.1 Положения).

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа (п. 4 ч. 1 ст. 16 названного Закона).

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Таким образом, отраслевой орган Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству имеет возможность решать вопросы местного значения, в том числе об организации надлежащего водоотведения только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Отраслевой орган Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству неоднократно обращался к Главе г. Каменск-Уральский, Губернатору Свердловской области и профильные министерства с просьбами о выделении денежных средств. Представленные заявителем документы подтверждают включение в структуру расходов бюджета городского округа в 2019 году расходов на строительство сливной станции жидких бытовых отходов (л.д. 23-41).

Постановлением Администрации г. Каменск-Уральский от 10 октября 2019 года № 833 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 8 октября 2020 года № 750) утверждена муниципальная программа «Реализация мероприятий в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2020-2026 годы», которой предусмотрено строительство сливной станции жидких бытовых отходов. Непосредственным исполнителем назначено муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» (л.д. 8-17).

Организатором аукциона на выполнение работ по строительству такой станции выступало муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства», которое проводило соответствующие конкурсные процедуры в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (л.д. 18-20).

По результатам электронного аукциона 19 апреля 2021 года муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» и обществом с ограниченной ответственностью «Спецдом-дорстрой» заключен муниципальный контракт № 05/21-РЗ со сроком исполнения до 6 декабря 2021 года (л.д. 107-113).

Как предусмотрено ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Положения ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, обеспечивают действие презумпции невиновности (ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Указанная правовая позиция раскрыта в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2478-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Город Новодвинск» на нарушение конституционных прав и свобод ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Обстоятельства дела в отношении отраслевого органа Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству свидетельствуют о принятии им всех зависящих мер для исполнения требований исполнительного документа, а также о невозможности исполнения решения суда в срок до 26 февраля 2021 года, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, по уважительным причинам.

Указанный отраслевой орган не обладает полномочиями по формированию местного бюджета, не правомочен принимать решения о расходовании денежных средств и определять сроки исполнения муниципальных программ.

Из материалов дела следует, что отраслевой орган Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству в установленном порядке обращался за выделением бюджетных ассигнований, добился включения в муниципальную программу мероприятий по строительству станции жидких бытовых отходов, взаимодействовал с муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» по вопросам проведения конкурсных процедур по отбору подрядчика.

Изложенное в совокупности свидетельствует об отсутствии вины отраслевого органа Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем вынесенные в отношении юридического лица постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району ГУФССП России по Свердловской области от 29 марта 2021 года и решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 8 июня 2021 года № 12-62/2021, вынесенные в отношении Отраслевого органа Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

Судья Свердловского

областного суда И.О. Григорьев