ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72М0068-01-2022-003907-22 от 12.09.2022 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

УИД №72MS0068-01-2022-003907-22

Дело №2-7138/2022

Р Е Ш Е Н И Я

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 12 сентября 2022 года

Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Крошухиной О.В.,

при ведении протокола секретарем Стригоцкой О.А.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО3,

представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к ФИО7 взыскании стоимости некачественной оказанной услуги, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением к ФИО8, взыскании стоимости некачественно оказанной услуги, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ запросом она обратилась к ответчику за оказанием услуги по выдаче копии технического паспорта объекта капитального строительства <адрес>, при этом в пункте 7 запроса («Примечание») указала, что просит «выдать заверенную копию технического паспорта домовладения (<адрес>), составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а изготовленного ДД.ММ.ГГГГ. ДФУП «Тюменский центр технической инвентаризации и учета объекта недвижимости», а также указать даты фактических обследований домовладения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с указанием техников, которые проводили обследование. Ответчик, получив денежное вознаграждение в размере <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> рубля — вознаграждение и комиссия <данные изъяты> руб., не предоставил требуемую услугу, а попытался подменить её предоставлением аналогичной технической документации имеющей другую дату составления и подготовленную другим техником, при этом, такой документ у истца уже был в наличии и ей не требовался. Просит взыскать с ответчика стоимость некачественно оказанной услуги в размере <данные изъяты> руб., неустойку в размере 3% от стоимости услуг, исчисленную на дату вынесения судебного решения и подлежащую взысканию до момента фактического исполнения обязательств ответчиком, составляющую на дату подачи иска <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., штраф за неудовлетворение требований потребителя, почтовые расходы в размере <данные изъяты> руб.

Истец и представитель истца в судебном заседании на требованиях искового заявления настаивали по изложенным в нем основаниям, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.47-51).

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о получении государственной услуги о выдаче копии технического паспорта объекта капитального строительства домовладения, расположенного <адрес>. Из примечания в заявлении следует, что ей необходима копия такого паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а изготовленного ДД.ММ.ГГГГ, с указанием дат фактических обследований домовладения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, техников, которые проводили обследования (л.д.12-16).

Истцом была произведена оплата стоимости государственной услуги в размере <данные изъяты> руб. (л.д.18, 20)

По результатам рассмотрения заявления ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» изготовлена копия технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с внесенными изменениями по данным технических инвентаризаций от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

При этом сведения о датах проведенных обследований и исполнителях указаны в разделе XII «последующие обследования» технического паспорта (л.д.52-87).

Согласно доводам истца услуга оказана ненадлежащим образом, поскольку технический паспорт составлен не по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а изготовленного ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем считает, что нарушены ее права, как потребителя.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для применения в настоящем деле норм Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), имеющего иной предмет правового регулирования, не связанного с возникающими правоотношениями в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно Преамбуле к Закону о защите прав потребителей этот акт законотворчества регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Как следует из пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (далее - Постановления Пленума от 28.06.2012 N 17), при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В том случае, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (п. 2 Постановления Пленума от 28.06.2012 N 17).

С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы 3 Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В спорных правоотношениях истец не является потребителем услуги, оказываемой по частно-правовому договору.

Соответственно суд приходит к выводу, что в данном случае следует руководствоваться положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 2 которого государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления приосуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 данного Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии сзаконодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 данной статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 указанного Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210).

Выгодоприобретателем в правоотношениях по оказанию муниципальной услуги выступает специальный субъект - лицо, заинтересованное в предоставлении копий технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному учету и (или) технической инвентаризации, являющейся собственностью Тюменской области, а также содержащихся в них сведений, всвязи с чем данные правоотношения не являются правоотношениями, возникающими между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), то есть частноправовыми, а носят публично-правовой характер, следовательно, положения Закона о защите прав потребителей о подсудности (ч. 2 ст. 17 настоящего Закона, ч. 7 ст. 29 ГПК РФ) на указанных лиц как наспециальных субъектов (в настоящем случае на ФИО1) не распространяются.

На основании изложенного не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании нестойки, компенсации морального и штрафа.

Также суд приходит к выводу, что не имеется и оснований для взыскания с ответчика денежных средств за оказанную услугу в размере <данные изъяты> руб. по следующим основаниям.

Согласно п.2.7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" порядок предоставления копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. За предоставление копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Максимальные размеры платы за предоставление копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено настоящей частью, при этом возврату подлежат денежные средства, размер которых превышает размер установленной платы.

Порядок оказания государственной услуги по предоставлению копий технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному учету и (или) технической инвентаризации, являющейся собственностью Тюменской области, а также содержащихся в них сведений (далее - государственная услуга) регламентируется Административным регламентом предоставления государственным бюджетнымучреждением Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" государственной услуги "Предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному учету и (или) технической инвентаризации, являющейся собственностью Тюменской области, а также содержащихся в них сведений, утвержденным Распоряженим Департамента имущественных отношений Тюменской области от 18.11.2020 N 846/08-2 (далее – Административный регламент), пунктом 2.8 которого предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а именно: запрос не соответствует требованиям, указанным в пункте 13 Порядка; запрос должен быть подан в иную организацию; заявителем не перечислена плата в соответствии с пунктом 4 Порядка взимания и возврата платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации и содержащихся в них сведений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 27.10.2016 N 469-п (далее - Порядок взимания и возврата платы за предоставление копий технических паспортов).

Постановлением Правительства Тюменской области от 27.10.2016 N 468-п утвержден Порядок постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, предоставления их копий и содержащихся в них сведений (далее – Порядок).

Из пункта 13 Порядка следует, что в запросе о выдаче документов указывается:

фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если запрос подается индивидуальным предпринимателем или гражданином;

наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц, - в случае если запрос подается юридическим лицом;

фамилия, имя и отчество (при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;

почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона (по выбору) для связи с заявителем или представителем;

информация о документе, подтверждающем право на получение сведений, доступ к которым ограничен действующим законодательством Российской Федерации;

наименование объекта государственного технического учета и технической инвентаризации (за исключением случая обращения с запросом о выдаче документа, предусмотренного пунктом 13 приложения N 1 к настоящему Порядку);

адрес объекта государственного технического учета и технической инвентаризации (за исключением случая обращения с запросом о выдаче документа, предусмотренного пунктом 13 приложения N 1 к настоящему Порядку);

литера (при наличии), если объектом государственного технического учета и технической инвентаризации является здание, помещение, сооружение или объект незавершенного строительства;

форма предоставления сведений в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка;

способ уведомления о необходимости оплаты за предоставление запрашиваемых документов - в случае обращения с запросом о предоставлении документов, указанных в подпункте "а" пункта 18 настоящего Порядка;

указание на необходимость срочного предоставления документов;

способ получения результатов рассмотрения запроса.

Поскольку заявление ФИО1 соответствовало вышеуказанным требованиям оснований для отказа в предоставлении запариваемых ею сведений у сотрудников ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» отсутствовали.

Согласно п.2.9.2 Административного регламента следует, что 2.9.2. основания для отказа в предоставлении документов являются:

отсутствие указанных документов или необходимых сведений в Учреждении;

запрашиваемые сведения относятся к сведениям, доступ к которым ограничен действующим законодательством Российской Федерации, и за их предоставлением обратился заявитель, не имеющий право на получение таких сведений;

невозможность идентифицировать объект недвижимого имущества, в отношении которого поступил запрос;

неперечисление заявителем в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления, предусмотренного абзацем одиннадцатым пункта 13 Порядка, платы в соответствии с пунктом 5 Порядка взимания и возврата платы за предоставление копий технических паспортов.

Порядок проведения по технической инвентаризации объектов определен Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (далее – Инструкция), согласно п.3.47 которой Изменения в зданиях устанавливаются путем сравнения старых данных, отраженных в планах и технических паспортах, с действительным состоянием объектов путем обследования последних на месте инвентаризаторами.

При этом в соответствии с пп.3.46, 3.48, 3.49 Инструкции результаты обследований вносятся в абрисы, поэтажные планы и технические паспорта. Изменения в зданиях устанавливаются путем сравнения старых данных, отраженных в планах и технических паспортах, с действительным состоянием объектов путем обследования последних на месте инвентаризаторами.На поэтажных планах изменения вносятся зачеркиванием старых контуров и нанесением новых, если этим не осложняется чтение планов. В противном случае, т.е. при наличии большого числа изменений, делаются выноски или планы вычерчиваются заново.

В отдельных случаях, когда свободного места для выносок на листе не имеется, могут применяться клапаны, т.е. кальки, приклеиваемые одним краем к плану (вне контуров жилого здания), на которые наносятся как новые, изменившиеся контуры, так и прежние, не изменившиеся.

Цифровые данные и надписи в планах и экспликациях исправляются путем зачеркивания и написания новых другим цветом.

При наличии большого числа исправлений, затрудняющих чтение учетно-технических документов, значительного их обветшания и загрязнения, они заменяются новыми.

В случае с техническим паспортом объекта капитального строительства <адрес> замена технического паспорта новым не производилась, органом технической инвентаризации производились текущие изменения в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, технический паспорт, хранящийся в архиве учреждения, составлен на дату технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, идентичен по техническим характеристикам техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленному на ДД.ММ.ГГГГ и выданному ФИО1 по ее заявлению.

Более того, суд считает необходимым отметить, что выданный технический паспорт содержит обозначенные истцом в запросе даты последующих технических инвентаризаций данного объекта недвижимости, с указанием фамилий исполнителей работ и должностных лиц, проводивших проверку документации, которые указаны в разделе XII технического паспорта.

В связи сизложенным суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали основания для отказа истцу в предоставлении запрашиваемых документов.

Согласно п.7 Порядка предусмотрено, что возврат денежных средств за услугу по выдаче технического паспорта осуществляется в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Согласно п.2.7 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено настоящей частью, при этом возврату подлежат денежные средства, размер которых превышает размер установленной платы.

Из материалов дела не следует, что плата за оказанную услуг истцом осуществлена в большем размере, не указывались такие доводы и истцом в судебном заседании, в связи с чем оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика денежных средств за оказанную услугу в размере <данные изъяты> руб. у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 100, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 (паспорт серии ) к ФИО9 (ИНН ) о защите прав потребителя, взыскании стоимости некачественной оказанной услуги, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов, отказать.

Председательствующий судья (подпись) Крошухина О. В.

Решение в окончательной форме составлено 19.09.2022

Председательствующий судья (подпись) Крошухина О. В.