ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 730012-01-2022-000426-45 от 26.04.2022 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2-1-246/2022

УИД №73RS0012-01-2022-000426-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Рыбаков И.А.,

при секретаре Максимовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мелекесского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области об обязании обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению анти-террористической защищенности здания школы, обязании осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания школы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мелекесского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области, администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области об обязании обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению анти-террористической защищенности здания школы, обязании осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания школы, указав, что прокуратурой Мелекесского района в январе 2022 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму в части исполнения требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства.

В целях устранения выявленных нарушений 18.02.2022 в адрес главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» было внесено представление об устранении нарушении закона. Нарушения, указанные в акте прокурорского реагирования, не устранены.

В силу положений ст. ст. 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ «О противодействии терроризму») определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу ст. 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно ч. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10 2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление от 02.08.2019 № 1006), которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно- технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Однако, как показала прокурорская проверка, вышеуказанные требования закона в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области» (далее - образовательное учреждение, школа) надлежащим образом не исполняются.

В соответствии с подпунт. «е» п.11 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

В 2019 году по результатам проведения обследования и категорирования школе присвоена третья категория опасности. В связи с этим в дальнейшем были составлены и согласованы с уполномоченными органами акты обследования и категорирования, паспорта безопасности.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм, более 3 финансовых лет со дня утверждения акта обследования и категорирования объектов мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организацией не завершены.

Так, вопреки подп. «б» п.25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 МБОУ «Средняя школа №1 р.п. Новая Майна» не обеспечена охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих школу, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и указанных нормативных правовых актах.

В соответствии с п. 1.6 Устава школы ее учредителем является муниципальное образование «Мелекесский район», функции и полномочия которого осуществляет администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области.

Просит обязать администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01.10.2022 предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области», расположенного по адресу: <...>, охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области в течение 2 месяцев со дня поступления финансирования из администрации МО «Мелекесский район» осуществить мероприятия по оснащению здания школы, расположенного по адресу: <...>, охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании помощник прокурора Мелекесского района Хабибуллин М.З. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представители ответчиков МБОУ «Средняя школа №1 р.п. Новая Майна», администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещались судом надлежаще и своевременно.

Выслушав истца, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПКРФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ « О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. Одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст.2 указанного ФЗ).

Согласно ч. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации, и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Как показала прокурорская проверка, вышеуказанные требования закона в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области» надлежащим образом не исполняются.

В соответствии с п. 1.6 Устава школы ее учредителем является муниципальное образование «Мелекесский район», функции и полномочия которого осуществляет администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области.

В целях устранения выявленных нарушений 18.02.2022 в адрес главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» было внесено представление об устранении нарушении закона. Нарушения, указанные в акте прокурорского реагирования, не устранены.

В соответствии с подпунт. «е» п.11 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Установлено, что в 2019 году по результатам проведения обследования и категорирования школе присвоена 3 категория опасности. В связи с этим в дальнейшем были составлены и согласованы с уполномоченными органами акты обследования и категорирования, паспорта безопасности.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм, более 3 финансовых лет со дня утверждения акта обследования и категорирования объектов мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организацией не завершены.

Между тем, вопреки подп. «б» п.25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 МБОУ «Средняя школа №1 р.п. Новая Майна» не обеспечена охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих школу, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и указанных нормативных правовых актах.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы,- направленные на обеспечение зашиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В связи с изложенным, суд, учитывая, что ответчиками не предоставлены суду доказательства проведения необходимых мероприятий в части устранения вышеуказанных нарушений требований законодательства, принимая во внимание приведенные выше нормы законодательства, а также объем, сложность мероприятий, которые необходимо выполнить для восстановления нарушенных интересов неопределенного круга лиц, полагает необходимым установить испрашиваемый прокурором срок для исполнения решения суда.

Принимая во внимание вышеизложенное, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, с учетом норм законодательства, суд приходит к выводу, что требование прокурора о возложении обязанности на администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания МБОУ «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также возложении обязанности на МБОУ «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области» в течение 2 месяцев со дня поступления финансирования из администрации МО «Мелекесский район» осуществить мероприятия по оснащению здания МБОУ «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск - национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих, право на создание ведомственной охраны, вопреки доводам, изложенным представителем администрации МО «Мелекесский район», являются обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01.10.2022 предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области», расположенного по адресу: <...>, охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области в течение 2 месяцев со дня поступления финансирования из администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области осуществить мероприятия по оснащению здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 1 р.п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области», расположенного по адресу: <...>, охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 27 апреля 2022 года.

Судья И.А. Рыбаков