Дело №12-2-21/2021 УИД № 73RS0012-02-2021-000201-72 РЕШЕНИЕ по жалобе по делу об административном правонарушении 14 мая 2021 года г. Димитровград Ульяновской области Судья Мелекесского районного суда Ульяновской области Дибдина Ю.Н. рассмотрев жалобу директора ООО «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Роспророднадзора по Самарской и Ульяновской областям, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 №*-ПЛ от **.**.*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ в отношении должностного лица директора общества с ограниченной ответственностью «СКИК Новомалыклинский» (ООО «СКИК Новомалыклинский») ФИО1, **.**.*** года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: ***, У С Т А Н О В И Л: Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Роспророднадзора по Самарской и Ульяновской областям, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 №*-ПЛ от **.**.***, ООО «СКИК Новомалыклинский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей. Согласно постановлению в ходе проведения плановой выездной проверки юридического лица ООО «СКИК Новомалыклинский» в период с **.**.*** по **.**.*** (акт проверки от **.**.***№*-ПЛ составлен в 16 час.30 мин.) установлено, что указанное юридическое лицо в период с 00 час.01 мин. **.**.*** по настоящее время по адресу: *** осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в обращении с отходами животноводства, а именно с нарушением ст.1, ч.2 ст. 11, ч. 3, 6 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.ч.1, 2, 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49. В ходе осуществления деятельности ООО «СКИК Новомалыклинский» образуются отходы III «навоз свиней свежий» и IV класса опасности «отход свиней перепревший». **.**.*** в рамках проведения плановой, выездной проверки при осуществлении осмотра территории площадки №*, расположенной на земельном участке с кадастровым №* площадью 71000 кв.м., категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», расположенного примерно в 1 км по направлению на юго-восток от ориентира ***, визуально установлено наличие 6 карт – отстойников, размером 40 м на 80 м, предназначенных для хранения (размещения) отходов животноводства, а именно: отходов III и IV класса опасности. Карты представляют из себя прямоугольные бетонные ванны, к которым подведены трубопроводы самотечной канализационной системы из цехов (мест содержания свиней), предназначенной для сбора свежего навоза свиней. Однако указанный объект размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов отсутствует. Согласно журналам учета движения отходов за I-IV кварталы 2019 года хранились (размещались) в ООО «СКИК Новомалыклинский» более 11 месяцев и нее передавались иному лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности в области обращения с отходами производства и потребления I-IV класса опасности. Также в ходе проверки документов, подтверждающих наличие программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, а также осуществление юридическим лицом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды не представлено. Также установлено, что юридическим лицом ООО «СКИК Новомалыклинский» инвентаризация объекта размещения отходов карт-отстойников, находящихся по адресу: ***, не проводилась, характеристика указанного объекта размещения отходов в адрес Межрегионального управления не представлялась. Таким образом, ООО «СКИК Новомалыклинский» осуществляет эксплуатацию объектов размещения отходов без проведения инвентаризации данных объектов. Таким образом, в действиях (бездействии) должностного лица – директора ООО «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2.3. КоАП РФ. Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 подал в Мелекесский районный суд жалобу, в которой указал следующее. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлено, что: накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах соком более чем одиннадцать месяцев. На предприятии (ООО «СКИК Новомалыклинский») осуществляется накопление отходов III класса опасности (навоз свиной свежий), а не его хранение (размещение). В рамках проверки инспектором неверно истолкованы представленные данные по накоплению отходов навоза свиного свежего. Одинаковые показатели с разбивкой по кварталам, свидетельствуют лишь о цикличности производства и независимости характеристик предприятия. Одинаковое значение на начало каждого квартала не свидетельствует о его хранении более 11 месяцев. Производственный процесс ООО «СКИК Новомалыклинский» является непрерывным, поголовье свиней стабильное 41650 голов, поступление «навоз свиной свежий» происходит ежедневно (ежечасно), который поступает в карты отстойники для обезвреживания. После заполнения одной из карт, она закрывается, навоз поступает в другую карту и т.д. В соответствии с технологическим регламентом в течении шести месяцев навоз свиной свежий с участием биопрепарата «Тамир» перепревает и превращается в «навоз свиной перепревший», который используется в качестве органического удобрения. Таким образом, ООО «СКИК Новомалыклинский» не осуществляет хранение «навоза свиного свежего» более 11 месяцев. После перепревания в течение четырех месяцев навоз вносится на поля. Таким образом, навоз с момента образования до внесения на поля находится в картах не более 10 месяцев. С учетом изложенного при составлении ежеквартального журнала движения отходов они не могут указать нулевой объем свежего навоза. Журналы движения отходов в рамках предыдущих проверок органами Росприроднадзора проверялись неоднократно и при их изучении у проверяющих вопрос о хранении навоза на территории предпринятая не поднимался. Считают, что состав административного правонарушения отсутствует. Просит постановление №*-ПЛ от **.**.*** отменить, административное производство в отношении директора ООО «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Представитель Межрайонного управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времен надлежащим образом. Представитель ООО «СКИК Новомалыклинский» ФИО3 и ФИО4 действующие по доверенности от **.**.***, в суде доводы жалобы поддержали, пояснили, что ООО «СКИК Новомалыклинский» навоз используется для собственных нужд хозяйства и на собственных полях, так же общество не осуществляет хранение отходов в смысле статьи 1 Закона №89-ФЗ сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. При этом у общества имеется навозохранилище, куда навоз вывозится из производственных корпусов и выдерживается 6 месяцев для перепревания, частичной минерализации и естественного биологического обеззараживания. Навоз является неотъемлемой побочно продукцией отрасли животноводства и после выпревания он превращается в ценное органическое удобрение для почвы. В связи с чем, просили постановление отменить, а производство по делу прекратить. Суд, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что жалоба директора ООО «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении №*-ПЛ от **.**.***, подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Административная ответственность по ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства. Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ размещение отходов представляет собой хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения. Особые требования к объектам размещения отходов установлены ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Согласно ч. 3 и ч.6 указанного закона № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ч.2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В силу ч.1, 2, 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49, правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее - объекты размещения отходов). Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения. В соответствии ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств - отсутствие события административного правонарушения. Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность. Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что в материалах дела об административном правонарушении неоспоримых доказательств наличия объективной стороны данного административного правонарушения в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами животноводства класса опасности III-IV не содержат. В 2017 году ООО «СКИК Новомалыклинский» был разработан и утвержден «Технологический регламент утилизации навоза, стоков навозных», согласно которому утилизация навоза и навозных стоков проводится с применением очистных сооружений первой и второй очереди, специализированных и сертифицированных биологических препаратов. В одной из лагун на очистительных сооружениях первой очереди в течение 3-х месяцев происходит накопление отходов, там же происходит разделение отходов на твердые и жидкиефракции методом отстаивания. После заполнения лагуны жидкая фракция перекачивается в лагуну очистных сооружений второй очереди. Твердая фракция навоза остается на очистительных сооружений первой очереди и ферментируется в течении 3-х месяцев с добавлением биопрепаратов. Жидкая фракция так же ферментируется в течение 3-х месяцев с добавлением биопрепаратов. После процесса ферментации жидкая и твердая фракция становится пригодными для использования в качестве удобрений. Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376 в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут. При разрешении данного дела суд исходит из того, что навоз и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы (использованы) в качестве продукции для собственных нужд, учитывая, что нормами права это не запрещено. Образующийся в хозяйственной деятельности ООО «СКИК Новомалыклинский» навоз не является отходом, относится к продукции сельскохозяйственного назначения. Основным видом деятельности ООО «СКИК Новомалыклинский» является ведение растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), при этом продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных являются исходным сырьем для производства удобрений - навоза перепревшего, по специально разработанному технологическому процессу. Получение из свежего навоза удобрения, используемого в последующем для собственных нужд, является производной деятельностью общества, которая не связана с обезвреживанием отходов по смыслу, придаваемому Федеральным законом № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». Принимая во внимание изложенное, исходя из предъявленного обвинения, оснований для привлечения директора ООО «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 к ответственности не имеется. Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. При таких обстоятельствах постановление от №*-ПЛ от **.**.***, вынесенное заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Роспророднадзора по Самарской и Ульяновской областям, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды в отношении директора ООО «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2.3 ч.4 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения. Исходя из выше изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л: Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 удовлетворить. Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Роспророднадзора по Самарской и Ульяновской областям, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 №*-ПЛ от **.**.*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ в отношении должностного лица директора общества с ограниченной ответственностью «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Настоящее постановление может быть обжаловано через Мелекесский районный суд в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Ю.Н. Дибдина |