ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 730012-02-2022-000475-42 от 08.09.2022 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2-316/2022

УИД №73RS0012-02-2022-000475-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«08» сентября 2022 года с. Новая Малыкла

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мягкова А.С.,

при секретаре Завтоновой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области к Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области обратилось в суд с указанным административным иском к Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» о признании незаконным действия (бездействия) и возложении обязанности.

В обоснование административных исковых требований указано, что в состав муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области входит населенный пункт: с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области.

На обслуживании ООО «Коммунальщик» находятся источники питьевого водоснабжения и водопроводы питьевого назначения, обеспечивающие питьевой водой население с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области.

Специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Димитровграде в отношении ООО «Коммунальщик» в период с 21.05.2021 по 18.06.2021 была проведена плановая выездная проверка.

В ходе проверки был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в том числе:

Согласно протоколу лабораторных испытаний от **.**.****№* и заключению по результатам лабораторных испытаний от **.**.****№* филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в Ульяновской области в городе Димитровграде» вода питьевая центрального водоснабжения из скважины № 5-В с. Новочеремшанск Новомалыклинского района не соответствует требованиям табл.3.13 СанПиН 1.2.2685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателям: цветность 112,0+11,2 градуса (при величине допустимого уровня не более 20), мутность (по формазину) 3,9+0,8ЕМФ (при величине допустимого уровня не более 2,6), железо (включая хлорное железо) по Fe 0,68+0,17 мг/дм3 (при величине допустимого уровня не более 0,3). Согласно протоколу лабораторных испытаний от **.**.****№* и заключению по результатам лабораторных испытаний от **.**.****№* филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в Ульяновской области в городе Димитровграде вода питьевая централизованного водоснабжения из водоразборной колонки, расположенной адресу: *** не соответствует требованиям табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателям: цветность 34,9+7,0 градуса (при величине допустимого уровня не более 20), мутность (по формазину) 3,1+0,6 ЕМФ (при величине допустимого уровня не более 2,6).

На артскважины №*, №*, №*, №*, №*, №*, №*, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные по адресу: *** отсутствуют оформленные в установленном порядке санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов (артезианских скважин), что является нарушением п.3 ст. 18 Федерально закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».

На постоянно действующие источники водоснабжения, расположенные в с. Новочеремшанск не разработаны проекты зоны санитарной охраны, что является нарушением п.1.11 Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

По фактам выявленных нарушений юридическое лицо ООО «Коммунальщик» привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ. В адрес ООО «Коммунальщик» выдано предписание №* от **.**.**** об устранении выявленных нарушений, ответ об исполнении предписания в адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г.Димитровграде не поступил.

Согласно постановления от **.**.****№* «О передаче имущества в оперативное управление муниципальному учреждению Хозяйственно-эксплуатационная контора администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Администрацией МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области для обеспечения водоснабжения населения закрепляет на праве оперативного управления недвижимое имущество муниципального образования «Новомалыклинский район» системы водоснабжения населенного пункта с.Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области.

В настоящее время питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение в с.Новочеремшанск Новомалыклинского района осуществляет муниципальное учреждение Хозяйственная эксплуатационная контора администрации муниципального образования «Новомалыклинский район».

В январе 2022 г. в соответствии с ч.5 ст.23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г.Димитровграде в адрес администрации МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области, МУ Хозяйственно-Эксплуатационная Контора администрации МО «Новомалыклинский район» были направлены уведомления для принятия соответствующих мер о выявленных в 2021 году по результатам лабораторных исследований аккредитованной лабораторией филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в городе Димитровграде» отклонениях в пробах питьевой воды централизованного водоснабжения по санитарно-химическим и органолептическим показателям от установленных требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Однако сведения об исполнении предложенных в уведомлениях мер, направленных на улучшение качества питьевой воды, в адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г. Димитровграде не поступили.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что Администрация муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области не принимает надлежащие меры по обеспечению населения с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области качественной питьевой водой.

Обеспечение населения безопасной и качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства, должно быть одним из главных приоритетов в деятельности ответчика.

Административный истец просит признать противоправными действия (бездействия) Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной охраны на постоянно действующие источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные на территории с.Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области; обязать Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с.Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области в срок до 01.12.2022 года; признать противоправными бездействия Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения с.Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 таблица 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; обязать Администрацию муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области обеспечивать население с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 таблица 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; обязать ответчика довести решение суда до сведения населения с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области через средства массовой информации – газеты, в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представители административного истца и административных ответчиков не участвовали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В предоставленном суду возражении, административный ответчик просил в удовлетворении административного искового заявления отказать по следующим основаниям. С доводами Административного истца разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Новочеремшанск Новомалылинского района Ульяновской области в срок до 01.12.2022 года, указанными в административно исковом заявлении Административный ответчик не согласны в полном объеме, по следующим основаниям: так как в администрации муниципальная образования «Новомалыклинский район» нет специалистов которые могут разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Новочеремшанск Новомалылинского района Ульяновской области и отсутствует специальное программное оборудование, соответственно ей придется проводить конкурентные процедуры в рамках действующего законодательства по отбору подрядной организации (данная процедура продлиться порядка 1,5-2 месяца); разработка проекта зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения населения одной скважины стоит порядка 80000 руб. Необходимо разработать 7 проектов зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Новочеремшанск Новомалылинского района Ульяновской области, что соответственно составляет 7х80000руб.=560000руб. Бюджет муниципального образования «Новомалыклиснкий район» на 2022 год по расходной части принят на 9 месяцев, на данный момент свободных лимитов бюджетных обязательств не имеется. Соответственно за заключение контракта в отсутствие лимитов бюджетных обязательств предусматривается административная ответственность в виде административного штрафа; - при вынесении решения по делу № 2а-2-199/2020 Мелекесским районным судом были учтены объективные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора по выполнению требований по разработке в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Требования прокурора были обоснованы и исходили из правового статуса ответчика, так как ответчик является бюджетной организацией и соответственно одномоментно исполнить решение суда не представляется возможным. Соответственно разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Новочеремшанск Новомалылинского района Ульяновской области в срок до 01.12.2022 года не представляется возможным. При формировании бюджета муниципального образования «Новомалыклинский район» на 2023 год и плановый период 2024-2025годы данные денежные средства будут предусмотрены.

Судом в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено дело в отсутствие не явившихся лиц.

Статьей 209 Гражданского кодекса РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч.1).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Судом установлено, что в состав муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области входит населенный пункт с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области.

Согласно постановления от 28.09.2021 №544 «О передаче имущества в оперативное управление муниципальному учреждению Хозяйственно-эксплуатационная контора администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Администрацией МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области для обеспечения водоснабжения населения закрепляет на праве оперативного управления недвижимое имущество муниципального образования «Новомалыклинский район» системы водоснабжения населенного пункта с.Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности МАУ «Управление муниципальным хозяйством» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

В настоящее время МАУ «Управление муниципальным хозяйством» осуществляет питьевое хозяйственно-бытовое водоснабжение населения МО «Новомалыклинский район».

Также установлено, что на обслуживании МАУ «Управление муниципальным хозяйством» находятся источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопроводы питьевого назначения, обеспечивающие питьевой водой население Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области и выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, использование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ее ограничение установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МАУ «Управление муниципальным хозяйством», а именно:

- вода питьевая центрального водоснабжения из скважины №* с. Новочеремшанск Новомалыклинского района не соответствует требованиям табл.3.13 СанПиН 1.2.2685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателям: цветность 112,0+11,2 градуса (при величине допустимого уровня не более 20), мутность (по формазину) 3,9+0,8ЕМФ (при величине допустимого уровня не более 2,6), железо (включая хлорное железо) по Fe 0,68+0,17 мг/дм3 (при величине допустимого уровня не более 0,3). Согласно протоколу лабораторных испытаний от **.**.****№* и заключению по результатам лабораторных испытаний от **.**.****№* филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в Ульяновской области в городе Димитровграде вода питьевая централизованного водоснабжения из водоразборной колонки, расположенной адресу: *** не соответствует требованиям табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателям: цветность 34,9+7,0 градуса (при величине допустимого уровня не более 20), мутность (по формазину) 3,1+0,6 ЕМФ (при величине допустимого уровня не более 2,6).

- на артскважинах №*, №*, №*, №*, №*, №*, №*, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные по адресу: Ульяновская область, Новомалыклинский район, с.Новочеремшанск отсутствуют оформленные в установленном порядке санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов (артезианских скважин), что является нарушением п.3 ст. 18 Федерально закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»;

- на постоянно действующие источники водоснабжения, расположенные в с. Новочеремшанск не разработаны проекты зоны санитарной охраны, что является нарушением п.1.11 Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Исходя из смысла ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее 131-ФЗ) вопросами местного значения муниципальных районов являются организация на территориях сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона 131-ФЗ, регламентирующей вопросы местного значения муниципального района в части 2 предусмотрено, что органы местного значения муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

Согласно п. 28. ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131- вопросом местного значения муниципального района является осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В соответствии с ч.1 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов.

Согласно ч.4 ст.27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.

Согласно ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее - Федеральный закон 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии со ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источи снабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.41110-02».

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий грех поясов зоны санитарной охраны.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).

Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.41110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций; после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии с п.1.17 СанПиН 2.1.41110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Исходя из вышеуказанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения лежит на Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

При этом все граждане, пользующиеся коммунальными услугами по холодному водоснабжению в Новомалыклинском районе Ульяновской области, являются потребителями соответствующих услуг, предоставляемых МАУ «Управление муниципальным хозяйством», которое по отношению к ним является их исполнителем, т.е. стороной в правоотношениях, регулируемых соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Предоставление коммунальных услуг, регулируется правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением правительства РФ №354 от 06.05.2011г. (далее - Правила). Согласно указанным Правилам Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю услуги; потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законом основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующее: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1 Правил, а именно: отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается (п.3 Правил).

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно п. 4 Правил холодное водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

В соответствии с ч. 3 ст.1 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» качество и безопасность воды (далее - качество воды) - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру. В соответствии с п. 18 данной статьи питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.

В соответствии с п.1 ч.1, ч 1.1 ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении водоотведении» полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, на территории сельского поселения, осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1,2 ст.23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и отведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что МАУ «Управление муниципальным хозяйством» не выполняет в должной мере взятое им на себя обязательство по предоставлению населению *** услуг по холодному (питьевому) водоснабжению надлежащего качества, а Администрация муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области не обеспечивает условия, необходимые для организации подачи МАУ «Управление муниципальным хозяйством» питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Вред, причиненный жизни, имуществу или здоровью потребителей вследствие недостатков услуг по общему правилу подлежит возмещению исполнителем независимо от его вины (ст. 1095 ГК РФ, ст. 14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** считает, что ответчики обязаны обеспечивать холодным водоснабжение население *** в соответствиями с требованиями действующего законодательства РФ, а обстоятельства, приведшие к ненадлежащему качеству поставляемой населению питьевой воды, не относятся обстоятельствам непреодолимой силы, исходя из определения таковых, данных в ст. 401 ГК РФ.

Обеспечение населения безопасной и качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства, должно быть одним из главных приоритетов в деятельности ответчика.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области о признании противоправными действия (бездействия) администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, выразившиеся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные на территории с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области и возложении обязанности разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области в срок до 01.12.2022 года; признании противоправными бездействия администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 таблица 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области обеспечить население с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 таблица 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что в указанный срок не представляется возможным исполнить указанные требования заслуживают внимания, и суд полагает разумным установить срок исполнения решения до 01 марта 2023 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области удовлетворить.

Признать противоправными действия (бездействия) Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной охраны на постоянно действующие источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные на территории с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области.

Обязать Муниципальное учреждение Администрацию муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области в срок до 01.03.2023 года.

Признать противоправными бездействия Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 таблица 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Обязать Администрацию муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области обеспечивать население с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 таблица 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Обязать Администрацию муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области довести решение суда до сведения населения с. Новочеремшанск Новомалыклинского района Ульяновской области через средства массовой информации – газеты, в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – с 16 сентября 2022 года.

Судья А.С. Мягков